Священномученик Поликарп, епископ Смирнский |
||
|
||
Епископ города Смирны (в Малой Азии) Поликарп был учеником и сподвижником св. Иоанна Богослова и других апостолов. Тертуллиан (О прескрипции. 32) и блж. Иероним (О знаменитых мужах. 17) говорят, что в епископы Смирнские его поставил сам апостол Иоанн. Живо вспоминает о святом Поликарпе сщмч. Ириней Лионский в своем письме к епископу Римскому Флорину: "Я еще мальчиком видел тебя в Нижней Асии у Поликарпа: ты блистал при дворе и старался отличиться. Я помню тогдашние события лучше недавних (узнанное в детстве срастается с душой). Я могу показать, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, могу рассказать о его уходах и приходах, особенностях его жизни, его внешнем виде, о беседах, какие он вел с народом, о том, как он говорил о своих встречах с Иоанном и с теми остальными, кто своими глазами видел Господа, о том, как припоминал он слова их, что он слышал от них о Господе, о чудесах Его и Его учении. Поликарп и возвещал то, что принял от видевших Слово жизни, это согласно с Писанием" (Цит. по: Евсевий. ЦИ. V, 20, 5-6). Поликарп был непоколебим в апостольской вере и непримирим с еретиками-гностиками. С его слов сщмч. Ириней передает историю, как апостол Иоанн выбежал из бани, увидев там лидера сектантов Керинфа. Про самого Поликарпа св. Ириней передает следующую историю: «Тот же Поликарп, встретившись однажды с Маркионом, на его слова "Узнаешь нас?" ответил: "Узнаю, узнаю первенца сатаны"» (Против ересей. III, 3, 4). Св. Игнатий на пути в Рим на казнь в Смирне встречается с св. Поликарпом (Св. Игнатий. К Поликарпу. 1) Из Троады св. Игнатий написал послания Смирнской Церкви и отдельно св. Поликарпу, которого "хорошо знал как мужа апостольского, и которому он поручил свою антиохийскую паству" (Евсевий. ЦИ. III, 36, 10; см. К Полик. 5; 7-8). Вскоре после кончины сщмч. Игнатия св. Поликарп обращается с посланием к христианам г. Филиппы. В послании св. Поликарп прославляет терпение и мученическую кончину св. Игнатия и других (гл. 9) и прикладывает к своему посланию и послания св. Игнатия (гл. 13). Сщмч. Ириней отмечает, что в своем послании Поликарп пользуется Первым посланием Петра, чья каноничность в то время вызывала некоторые разногласия (Цит. по: Евсевий. ЦИ. IV, 14, 9). Блж. Иероним пишет, что это послание читалось в церквах Азии за богослужением (О знаменитых мужах. 17). Св. Ириней также упоминает о других письмах, которые св. Поликарп "посылал или соседним Церквам, чтобы подкрепить их, или какому-нибудь брату, чтобы наставить и уговорить его" (Цит. по: Евсевий. ЦИ. V, 20, 8). Авторам последующих лет они не были известны, однако прп. Максим в предисловии к Corpus Areopagiticum упоминает послание к афинянам Поликарпа. По свидетельству Евсевия, в то время, когда Аникет управлял Римской Церковью (154-166), св. Поликарп посетил Рим, чтобы поговорить с Аникетом и разобраться, когда праздновать Пасху (Евсевий. ЦИ. IV, 14, 1). Сщмч. Ириней поясняет суть спора. По древнему преданию, идущему от апостола Иоанна Богослова, Асийские Церкви праздновали пасху 14 нисана. Этой традиции следовал и сщмч. Поликарп, ученик Апостола. По давней практике Пасха в Римской Церкви праздновалась в первое воскресение после пасхи иудейской. Не придя к согласию по этому вопросу, Смирский и Римский епископы все же не порвали общение друг с другом, и Аникет, из уважения к св. Поликарпу, предоставил ему совершать в его Церкви Евхаристию (Ириней. Письмо к Виктору. Цит. по.: Евсевий. ЦИ. V, 24, 16-17). Будучи в Риме, св. Поликарп вернул в Церковь многих еретиков-гностиков (Ириней. Против ересей. III, 3, 4). Авторитет и деятельность Смирнского епископа не остались не замечены властями и языческой чернью. Во время свирепствовавших в Асии гонений св. Поликарп был схвачен и подвергнут допросу. На допросе св. Поликарп говорит, что он 86 лет служит Христу; это можно понимать как время его рождения или как время его принятия христианства (по свидетельству св. Иринея св. Поликарп "жил очень долго и ушел из жизни в глубокой старости, пострадав за Христа"). После отказа отречься от Христа св. Поликарпа приговаривают к сожжению. Но пламень не тронул мученика, и он был пронзен мечем. Известно письмо Смирнской Церкви к Церкви Филомелии, где подробно излагается мученичество св. Поликарпа. Значительные выдержки из этого письма приводит Евсевий (ЦИ. IV, 15). На основании свидетельства Мартиролога, что Поликарп пострадал "в начале месяца Ксанфика, во второй день, за семь дней до мартовских календ, в великую субботу, в восьмом часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филиппа Траллиана, в проконсульство Стация Квадрата" (21, 1) исследователями высчитываются две даты — 23 февраля 155 (J.B. Lightfoot, Th. Zahn, A. Harnack, F.X. Funk, O. Bardenhewer) и 22 февраля 156 г. (P. Bihlmeyer, B. Altaner, Quasten). Однако Евсевий (ЦИ. IV, 15, 13) дает понять, что св. Поликарп пострадал в правление Марка Аврелия, а в Хронике (S. 205) называет седьмой год его царствования, т.е. 167/168 г. Такое датировки смерти св. Поликарпа придерживались, например, архиеп. Филарет (Гумилевский) и A. Marrou. Однако в Хронологии Евсевия уже выявлены некоторые неточности, и почти никем из современных исследователей эта датировка не разделяется. Память сщмч. Поликарпа Смирнского празднуется Православной Церковью 23 февраля (8 марта).
|