Сщмч. Ириней Лионский говорит, что святой Климент видел апостолов, общался с ними, и "еще имел их проповедь в ушах своих и предание их пред глазами своими" (Против ересей. III, 3, 3). По свидетельству Евсевия, святой Климент, сменив на кафедре Анаклета, управлял Римской Церковью двенадцать лет и стал епископом Римским на двенадцатом году царствования Домициана (ЦИ. III, 15), т.е. в 91 году. Тертуллиан пишет, что Климент был назначен самим апостолом Петром (О прескрипции. 32). Блж. Иероним также отмечает, что "многие латиняне думают, что Климент был вторым после апостолов" (О знаменитых мужах. 15). Свт. Епифаний предполагает, что епископ Климент, будучи поставленным апостолом Петром, уступил кафедру Лину и принял ее вновь после Анаклета. Ориген (Коммент. на Ин. VI, 36), Евсевий и блж. Иероним относили к Клименту Римскому слова апостола Павла: с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни (Фил 4:3). Когда в Коринфской Церкви случился раздор, святой Климент обратился к коринфянам от имени Римской Церкви с посланием. Это послание, по свидетельству Евсевия (ЦИ. III, 16) издавна и до его времени читали в церквах. Евсевий отмечает, что в этом письме святой Климент "приводит много мыслей из Послания к Евреям, выписывая некоторые дословно", тем самым свидетельствуя о авторитете этого послания. Так же Евсевий пишет, что некоторые считают, что "сам Климент перевел его на греческий" с еврейского, на котором его написал апостол Павел (ЦИ. III, 38, 1). Именем святого Климента
подписано еще одно, так называемое
второе послание к коринфянам, но
Евсевий говорит, что "в древности
его не знали" (ЦИ. III, 38, 4), то же
повторяет блж. Иероним. Против подлинности
атрибуции этого послания Римскому
епископу говорит и существенные
отличия от стиля подлинного послания
святого Климента. По словам Евсевия, Климент
скончался в третий год царствования императора
Траяна (т.е. в 101 г.), передав
свое служение Эваресту (ЦИ. III, 34).
Мученические акты с IV века говорят о
его мученической кончине в Крыму. |