Биографические сведения
Аврелий Августин — святитель, активный церковный деятель, плодовитый
церковный писатель, авторитетный
латинский богослов.
Родился 13 ноября 354 г. в
Тагасте в Нумидии (Сев. Африка), в семье небогатых представителей
провинциальной знати Патриция и Моники.
Моника была благочестивой христианкой,
тогда как отец Августина принял
крещение только перед смертью в 371 г. По
обычаю того времени, Августин был
оглашен с детства, но не крещен.
Августин получил хорошее
образование, но из-за недостатка
средств у родителей в оплате обучения участвовали
благотворители. Начальное образование
Августин получил в Тагасте, затем он
продолжил свое образование в
грамматической и риторической школе
соседнего г. Мадавра (363-366 гг.). Для
продолжения образования в 369 г. будущий
святитель отправляется в столицу
латинской Африки г. Карфаген. Здесь
Августин предается "разгульной
жизни", от незаконной связи у него
рождается сын Адеодат (беседе с ним
посвящен диалог "Об учителе").
Читая Цицерона, Августин
проникается "любовью к мудрости",
однако Священное Писание не производит
на него благоприятного впечатления (это
часто объясняют
грубостью современного ему перевода —
Италы). Здесь же начинается его увлечение
манихейством, продлившееся около 10 лет.
По завершению образования в 373 г. он
возвращается в Тагасту, где преподает
грамматику и риторику. В следующем году
Августин переезжает в Карфаген и там продолжает преподавание и научную
деятельность. Примерно в это же время
Августин предпринимает свой первый
литературный философской опыт — пишет
трактат "О прекрасном и
соответственном" (De pulchro et apto), ныне
утерянный. Очарование манихейством
постепенно проходит, Августин начинает сознавать
его несостоятельность. Следующими интеллектуальными
увлечениями Августина становится
скептицизм Новой Академии, а затем —
неоплатонизм.
Между тем Августин в 383 г.
отправляется в Рим, преподавать
риторику, а затем в Медиолан, где вскоре
становится официальным ритором. Здесь
же в Медиолане Августин знакомится с
великим богословом и святителем Амвросием
и слушает его проповеди, что возвращает
Августина к христианству. Свое
обращение Августин относит к 386 г.
Готовясь к принятию крещения, он
удаляется от светских дел.
Вскоре после крещения
Августина умирает его мать блаженная
Моника, дождавшаяся обращения ко
Христу своего сына. После этого осенью
388 г. новопросвещенный Августин
возвращается в родную Тагасту,
жертвует все свое имение местной
церкви и начинает вести строгую
аскетическую жизнь. Слава Августина
как ученого богослова и подвижника
распространяется по всей Африки, и в 391
г. община г. Гиппона, где он был со
случайным визитом, настояла на его
рукоположении в пресвитерский сан. В
Гиппоне новый пресвитер занимается
учительством и проповедью, помогая престарелому
епископу Валерию.
Во время своего
пресвитерства Августин основывает
первый в Нумидии монастырь. Также он
занимается толкованием Св. Писания и
полемикой с манихеями. В 395 г. епископ
Валерий делает Августина своим
викарием. В следующем году после смерти
Валерия Августин возводится на
Гиппонскую кафедру и остается на ней в
течении 35 лет, до самой смерти.
Время епископства
становится для свт. Августина временем
написания огромного количества работ
догматического, экзегетического,
апологетического и пастырского
характера, он произнес множество
проповедей. В 397-400 гг. он по просьбе свт.
Павлина Милостивого пишет свою
замечательную автобиографическую
повесть "Исповедь". Самой
значительным догматическим трудом
Августина становится написанный в 400-415
гг. трактат "О Троице", оказавший
большее влияние на развитие
последующего западного богословия.
Пережив взятие Рима Аларихом в 410 г.,
Святитель Гиппонский с 413 по 426 пишет
монументальный труд в 22 книгах "О
граде Божием", посвященный проблемам
истории и отношению Царства Божьего и
земного государства.
Богословскую и церковную
деятельность свт. Августина можно
разделить на несколько этапов по
основным направления его полемики.
Начальный этап — довольно успешная
полемика с манихейством. Августином
было проведено немало диспутов с
манихеями и написано немало
богословских работ на эту тему.
Следующим этапом была долгая и
настойчивая борьба с
распространявшимся тогда в Африке
донатистским расколом. Гиппонский
епископ развивает широкую полемику с
раскольниками, в 411 г. его стараниями
созывает собор в Карфагене, вынесший
осуждение донатистам. В борьбе с
расколом свт. Августин получает
поддержку государственных властей, что
приводит к окончательной победе Церкви
над раскольниками.
Новым этапом
деятельности Святителя становится
борьба с учением британского монаха
Пелагия. В 412 г. Карфагенский собор
осуждает последователя Пелагия
Целестия, а новый Карфагенский собор в
416 г. повторно осуждает Целестия, также
самого Пелагия. Однако отношение Рима к
Пелагию было неоднозначным, и даже
после Большого Карфагенского Собора 418
г. пелагианство находило многих
последователей. В полемики с ним
Августин формулирует учение о значении
благодати в деле спасения, известное
как учение о предопределении. Именно в
этом пункте мнение Августина содержит
наибольшее число спорных положений и
несогласно с учением Восточной Церкви.
Учение Августина корректировалось
впоследствии, например, прп. Иоанном
Кассианом, учившем о синергии
благодати Божией и свободной воли
человека в деле спасения. Итогом всей
полемической деятельности Августина
становится сочинение "О ересях"
(428-429 г.), где он дает краткую
характеристику 88 ересям, начиная от
Симона Волхва и кончая пелагианством.
Предпринимая ревизию всей своей
литературной деятельности, свт.
Августин пишет в 426-427 г. "Пересмотры"
в двух частях, где каталогизирует и
критически оценивает 93 своих
произведения.
В 426 г. свт. Августин,
ослабленный болезнями и старостью, избирает
себе преемником пресвитера Иераклия,
которому и передает часть своих обязанностей. В 430 г. Гиппон осадили
вторгшиеся в Северную Африку из
Испании вандалы. Во время осады свт.
Августин заболел и на десятый день
болезни мирно скончался 28 августа.
В Западной Церкви
почитание св. Августина началось рано и
было весьма широко. В Восточные
месяцесловы его имя было включено
только XIX в. В русский месяцеслов его
память была внесена вероятно по "
Синаксаристу" прп. Никодима
Святогорца и празднуется 15 июня.
^
наверх
Творения
Автобиографические
-
Исповедь
Confessiones (13 кн.) — 397-401 г.
-
Пересмотры
Retractationes (2 кн.) — 426-427 г.
Философские
-
Против академиков
Contra academicos (3 кн.) — 386 г.
-
О блаженной жизни
De beata vita — между 386 и 391 г.
-
О порядке
De ordine (2 кн.) — между 386 и 391 г.
-
Монологи
Soliloquia (2 кн.) —
386 или387 г.
-
О бессмертии души
De immortalitate aniniae — 387, 389 г.
-
О музыке
De musica (6 кн.) — 387 г.
-
О количестве души
De quantitate aniniae — 388 г.
-
Об учителе
De magistro — 389 г.
Апологетические
-
Об истинной религии
De vera religione — 389-391 г.
-
О пользе веры к Гонорату
De utilitate credendi ad Honoratum — 391 или 392 г.
-
О вере в незримое
De fide rerum quae non videntur — 400; 410 г.
-
О граде Божием к Марцеллину
De Civitate Dei ad Marcellinum (22 кн.) — 413-427 г.
Полемические
-
О ересях к Кводвультдеусу
De haeresibus ad Quodvultdeum — 428-429 г.
Антиманихейские
-
О нравах католической церкви и о нравах манихеев.
De moribus ecclesiae catholicae et de moribus manichaeorum (2 кн.) — 388 г.
-
О свободном решении
De libero arbitrio (3 кн.) — 1 кн. — 388; 2-3 кн. — 391; 395 г.
-
О Книге Бытия против манихеев
De Genesi contra manichaeos (2 кн.) — 388 или 390 г.
-
О двух душах против манихеев
De duabus animabus contra manichaeos — 392 г.
-
Против Секундина-манихея
Contra Secundinum manichaeum — 399 г.
-
Рассуждение против Фортуната-манихея
Disputatio contra Fortunatum manichaeum — 392 г.
-
Против Адиманта, ученика манихея
Contra Adimantum manichaei discipulum — 394 г.
-
Против послания манихея, именуемого Основным
Contra epislolam manichaei quam vocant Fundamenti — 397 г.
-
Против Фавста-манихея
Contra Faustum manichaeum (33 кн.) — 397-398 г.
-
Против Феликса-манихея
Contra Felicem manichaeum — 398 г.
-
О природе блага против манихеев
De natura boni contra manichaeos — 399 (405?) г.
Антидонатистские
-
Псалом против Доната
Psalmus contra partem Donati — 393 г.
-
Против послания Пармениана
Contra epistolam Parneniani (3 кн.) — 400 г.
-
О крещении против донатистов
De baptismo contra donatistas (7 кн.) — 400 или 401 г.
-
Против Крескония-грамматика
Contra Cresconium grammaticum (4 кн.) — 405 или 406 г.
-
Краткое изложение спора против донатистов
Breviculus collationis contra donatistas (3 кн.) — после 411 г.
-
Против донатистов после спора
Post collationem contra donatistas — 412 г.
-
Против писаний Петилиана
Contra litteras Petiliani (3 кн.) — 401 или 405 г.
-
Прения с Эмеритом, епископом донатистов
Gesta cum Emerito, donatistarum episcopo (2 кн.) — ок. 418 г.
-
Против Гауденция, епископа донатистов
Contra Gaudentium, donatistarum episcopum (2 кн.) — 421 или 422 г.
Антипелагианские
-
О воздаянии и отпущении грехов, а также о крещении
младенцев к Марцеллину
De peccatorum meritis et remissione et de baptizmo parvulorum ad Marcellinum (3 кн.) — 411 или 412 г.
-
О Духе и букве к Марцеллину
De Spiritu et littera ad Marcellinum — 412 г.
-
О природе и Благодати к Тимасию и Иакову
De natura et Gratia ad Timasium et Jacobum — 413 или 415 г.
-
О деяниях Пелагия
De gestis Pelagii (7 кн.) — 417 г.
-
О Благодати Христовой и о первородном грехе против Пелагия и Целестия
De Gratia Christi et de peccato orieinali contra Pelagium et Coelestium (2 кн.) — 418 г.
-
О браке и вожделении к Валерию
De nuptiis et concupiscentia ad Valerium (2 кн.) — 419 или 421 г.
-
Против двух посланий пелагиан
Contra duas epistolas pelagianorum (4 кн.) — 420 или 421 г.
-
Против Юлиана-пелагианина
Contra Julianium pelagianum (6 кн.) — 421 г.
-
О душе и ее происхождении
De anima et ejus origine (4 кн.) — 421 г.
-
О Благодати и свободном решении к Валентину
De Gratia et libero arbitrio ad Valentinum — 426 или 427 г.
-
Об упреке и Благодати
De correptione et Gratia — ок. 427 г.
-
О предопределении святых к Просперу и Иларию
De praedestinatione sanctorum ad Prosperum et Hilarium — 428 или 429 г.
-
О даре упорства [в добре]
De dono perseverantiae — 428-429 г.
-
Против второго ответа Юлиана, незаконченное сочинение
Contra secundam Juliani responsionem, imperfectum opus (6 кн.) — 429 г.
Антиарианские
-
Против проповеди ариан
Contra sermonem arianorum — 418 или 419 г.
-
Спор с Максимином, епископом ариан
Collatio cum Maximino, arianorum episcopo — 427 или 428 г.
-
Против Максимина
Contra Maximinum (2 кн.) — 428 г.
Другие
-
Против недруга закона и пророков [Против маркионитов]
Contra adversarium legis et prophetarium (2 кн.) — 421 г.
-
К Орозию против присциллианистов и оригенистов
Ad Orosium contra priscillianistas et origenistas — 415 г.
-
Рассуждение против иудеев
Tractatus adversus Judaeos — 429 или 430 г.
Экзегетические
-
О Книге Бытия буквально. Незаконч. Книга
De Genesi ad Litteram, liber imperfectus — 393 или 394 г.
-
Толкования на Псалмы
Enarrationes in Psalmos — 392-418 г.
-
Разъяснение некоторых положений из Послания к Римлянам
Expositio quarumdam propositionum ex epistola ad Romanes — между 393 и 396 г.
-
Предварительное разъяснение Послания к Римлянам
Epistolae ad Romanes inchoata expositio — между 393 и 396 г.
-
Разъяснение Послания к Галатам
Expositio epistolae ad Galatas — между 393 и 396 г.
-
О Нагорной проповеди Господа
De Sermone Domini in Monte (2 кн.) — 394 г.
-
О христианском учении
De doctrina christiana (4 кн.) — 396; 426 г.
-
Евангельские вопросы
Quaestiones Evangeliorum (2 кн.) — 397 или 400 г.
-
Заметки на Книгу Иова
Adnotationes in Iob — ок. 399 г.
-
О согласии евангелистов
De consensu evangelistarum (4 кн.) — 400 г.
-
О Книге Бытия буквально
De Genesi ad litteram (12 кн.) — 401-414 г.
-
Рассуждение на Евангелие от Иоанна
Tractatus in Johannis Evangelium — 407-417 г.
-
Рассуждения на Послание Иоанна к парфянам
Tractatus in Epistolam Johannis ad Parthos (10 кн.) — 415 или 416 г.
-
Беседы на Семикнижие
Locutiones in Heptateuchum (7 кн.) — 419 г.
-
Разыскания на Семикнижие
Quaestiones in Heptateuchum (2 кн.) — 419 г.
-
Зерцало из Священного Писания
Speculum de Scriptura Sacra — 427 г.
Догматические
-
О 83 различных вопросах
De diversis quaestionibus LXXXIII — 388-395 или 396 г.
-
О вере и символе (веры)
De fide et symbolo — 393 г.
-
О борении христианском
De agone christiano — 396-397 г.
-
О различных вопросах к Симплициану
De diversis quaestionibus ad Simplicianitni (2 кн.) — 396 г.
-
О Троице
De Trinitate (15 кн.) — 400-415 г.
-
Энхиридион к Лаврентию, или о Вере, Надежде
и Любви
Enchiridion ad Laurentium, sive de Fide, Spe et Charitate — 421 или 423 г.
Нравственно-аскетические,
посвященные разным вопросам духовной жизни
-
О воздержании
De continentia — 395 г.
-
О монашеском труде
De ореrе monachorum — 400 г.
-
О супружеском благе
De bono conjugali — ок. 400-401 г.
-
О святом девстве
De sancta virginitate — 400-401 г.
-
О прорицании демонов
De divinatione daemonuin — 406 г.
-
О пользе поста
De utilitate jejunii — 408 или 412 г.
-
О вере и делах
De fide et operibus — ок. 413 г.
-
О благе вдовства к Юлиане
De bono viduitatis ad Julianam — 414 г.
-
Об усовершении
справедливости человеческой
De perfectione justitiae hominis — ок. 415 г.
-
О терпении
De patientia — 418 г.
-
Против лжи
Contra mendacium — 420 г.
-
О прелюбодейном супружестве
De conjugiis adulterinis (2 кн.) — ок. 420 г.
-
О почитании усопших
к Паулину
De cura pro mortuis gerenda ad Paulinum — 421 или 424 г.
Пастырские
-
Об обучении оглашенных
De catechizandis rudibus — 399 или 400 г.
Проповеди Sermones
Письма Epistolae — 386-429 г.
Наиболее важные письма, изданные впоследствии отдельными книгами:
-
О едином крещении
против Петилиана (письмо 120)
De unico baptismo contra Petilianum — 410 или 411 г.
-
О Благодати Нового
завета к Гонорату (письмо 140)
De Gratia Novi Testamenti ad Honoratum
-
О созерцании Бога к
Паулину (письмо 147)
De videndo Deo ad Paulinum — 413 г.
(Составлено по:
Хронологический список сочинений
Августина // Аврелий Августин. Исповедь.
М., 1991;
Августин Аврелий // ПЭ. Т. I. М., 2000).
^ наверх
Имеющиеся произведения
|