К автору

 

Святитель Августин, епископ Гиппонский

Рассуждение в четвертый день празднеств [1]

 

Мы завершили чтение из Евангелия от Луки о воскресении Господа; здесь говорилось, как мы слышали, о том, что Господь явился посреди учеников своих, когда они рассуждали о воскресении Его и не веровали. Столь неожиданным и невероятным было это для них, что даже видя они не видели. Ибо они видели живым тело, которое оплакивали как мертвое, видели стоящим посреди себя Того, о Ком горевали висевшем на кресте, — видели они Его, и так как не верили глазам своим, что видят воистину, то думали, что ошибаются. Ибо они думали, как вы слышали, что видят духа (Лк 24:37). Во что потом верили о Христе худшие еретики, прежде в то верили колеблющиеся апостолы. Ибо и сегодня есть такие, которые не верят, что Христос имел плоть, оттого что отвергают они и появление на свет от Девы, и не хотят верить, что Он родился от женщины. Слово стало плотью (Ин 1:14) – эти слова напрочь отчуждают они от своей веры, или, скорее, от своего неверия. Все устроение нашего спасения, то есть что вочеловечился ради восприятия человека Бог, Который создал человека, и что Христос во оставление грехов наших пролил истинную и неложную кровь и истинной Своей кровью смыл рукописание наших грехов – все это богомерзкие еретики пытаются вменить ни во что, во все это, как манихеи, они не верят: что явилось глазам человеческим, это якобы был дух, и не было плотью.

2. Вот говорит Евангелие. Стоял Господь посреди Своих учеников, еще не веровавших, что Он воскрес. Они видели Его и думали, что видят духа. Если нет ничего дурного в том, чтобы верить, что Христос дух, а не плоть, если нет в том ничего дурного, пусть ученики остаются при этом мнении. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, что я хочу сказать, и да даст мне Бог сказать так, как вам будет полезно услышать. Так вот, я повторю. Иногда отвратительные еретики, гнушающиеся плотью и живущие по плоти, иногда они вот что говорят и вот как соблазняют «Кто лучше верит о Христе: те, кто говорят, что Он имел плоть, или мы, которые говорим: Он был Бог, Он был дух, глазам человеческим явилось не тело, но Бог?» Что можем мы ответить, кроме того, что дух лучше плоти? Тогда тот скажет: «Раз ты признаешь, что дух лучше плоти, значит о Христе лучше думаю я, который говорю, что Он был дух, а не плоть.» О злополучное заблуждение! Как это я говорю, что Христос был плоть?! Ты говоришь, что Он дух, я говорю, что Он дух и плоть; не лучше ты говоришь, а меньше говоришь ты. Выслушай же все, что говорю я, то есть что говорит вселенская вера, что говорит основательнейшая и чистейшая истина. Ты, который говоришь, что Христос был только дух, говоришь, что Он был нашим духом, то есть нашей душой. Слушай, что ты говоришь. Я сейчас говорю то, что ты говоришь. Он был дух той же природы и сущности, что и наш дух. Посмотри, насколько меньше ты говоришь о Нем, ведь и Слово было там, и плоть была там. Ты говоришь: «Только человеческий дух.» А я говорю: Слово, дух, тело – Бог и человек. Если хочу сказать о том и другом, об обеих этих вещах, прибегаю к такому краткому выражению: Бог и человек. Ничего ложного в Его человечестве, ничего ложного в Его божестве – Бог и человек. А если ты спросишь меня о самом этом человеке, назову опять же две вещи: душа человеческая и плоть человеческая. Ты человек, потому что ты душа и плоть; Он Христос, потому что Он Бог и человек. Вот что я говорю.

3. Но ты полагаешь, что говоришь о Нем лучше из-за того, что говоришь: «Он был дух, дух являлся, дух был видим, дух обитал среди людей.» Так говоришь ты. Как я уже сказал, так думали и ученики. Если ты не говоришь ничего дурного, если хорошо то, что ты говоришь, то хорошо было и то, что думали ученики. Если Господь оставил их при их мнении, то и тебя надобно оставить. Во что веришь ты, в то верили и они. Хорошо то, во что ты веришь – хорошо и то, во что они верили. Но не хорошо это было. Господь говорит им: Что вы смутились? Их смущение поверило в то, во что веришь и ты. Во что именно? Что они видят духа. На это Господь говорит: Что вы смутились и зачем помышления восходят в сердца ваши? Эти помышления земные. Если бы они были небесные, они бы нисходили в сердца ваши а не восходили. Ибо зачем к нам обращаются слова «Гори сердце», как не затем, чтобы не обнаруживало пред собой земных помышлений наше сердце, которое мы должны поместить гори. Поэтому: Что вы смутились и зачем помышления восходят в сердца ваши? Смотрите на руки Мои и на ноги Мои, осяжите и увидьте (Лк 24:38-39). Мало вам видеть – протяните руки, мало вам смотреть и недостаточно касаться – осяжите и ощупайте. Пусть руки ваши подтвердят, если глаза вши лгут. Осяжите и увидьте, пусть глаза у вас будут на руках. Почему осяжите и увидьте? Почему? Потому что дух плоти и костей не имеет, как Меня вы видите имеющего. Ты заблуждался вместе с учениками – исправляйся с учениками. Я допускаю, это по-человечески. Ты думал, что Христос дух – так и Петр, так и прочие думали, что видят духа; но они не остались в этом заблуждении. Чтобы ты твердо знал, что помышления их сердец были ложными, Врач не отставил их так. Он пришел, применил лекарство; Он видел, что в сердцах раны, и чтобы исцелить эти раны сердечные, Он Сам носил раны на Своем теле.

4. Так и давайте верить. Я знаю, что вы верите так. Но чтобы на ниве Господней не выросло случайно дурной травы, я обращаюсь даже к тем, кого не вижу. Пусть никто не верит во Христа иначе, чем хотел Христос; и сколь полезно нам веровать в то, во что хотел, чтобы о Нем веровали Тот, Кто нас искупил, Кто взыскал нашего спасения, Кто за нас пролил кровь, Кто за нас претерпел, что Ему не причиталось, и нам доставил то, что не причиталось нам. Так мы и должны верить. Христос – что Он? Сын Божий, Слово Божие. Что такое Слово Божие? Чего не может выразить слово человеческое – вот что такое Слово Божие. Ты спрашиваешь у меня, что такое Слово Божие? Если бы я захотел тебе сказать, что такое человеческое слово – не могу объяснить, выбиваюсь из сил, колеблюсь, изнемогаю. Не могу я объяснить силу человеческого слова – но тем паче Божьего Слова. Вот, прежде чем я вам скажу то, что хочу сказать, слово уже есть у меня в сердце; оно еще не сказано мною – и оно у меня; я произношу его – и оно приходит к тебе, но не уходит от меня. Вы напрягаете внимание, чтобы услышать от меня слово, я питаю ваши умы. Если б я принес пищу для ваших утроб, вы разделили бы ее между собою, но она не целиком вся досталась бы каждому, и чем больше бы вас было, тем на большее количество ломтей вам пришлось бы делить, и настолько меньше получил бы каждый, насколько большим бы было множество получающих. Но вот я только что предложил пищу вашим умам; говорю вам: возьмите, примите, съешьте. Вы приняли, съели, и при этом не делите ее между собой. Все что я говорю, и для всех целое, и для каждого целое. Вот и получается, что невозможно вполне объяснить силу слова человеческого; а вы говорите мне: «Что такое Слово Божие?» Слово Божие питает столькие тысячи ангелов! Ибо их ум питается и насыщается Им. Слово наполняет ангелов, наполняет мир, наполняет девическое чрево – и ни там Ему не просторно, ни здесь не тесно. Что такое Слово Божие? Пусть Он Сам скажет, Сам Единородный, сам единственный Сын – пусть сам Он скажет, что такое Слово Божие. Он говорит о Себе кратко, но велико то, что говорит Он о Себе: Я и Отец – одно (Ин 10:30). Не считай здесь слов. Всех слов, какие только могут найтись у людей, не хватит для объяснения, чтобы объяснить Единое Слово. И вот это Слово, которое невозможно объяснить, стало плотью и обитало среди нас, восприняло всего человека, так сказать, в его полноте: душу человека и тело человека. А если хочешь услышать нечто более точное (ведь душу и тело имеют и скоты) – то когда я говорю о душе человеческой и плоти человеческой, разумею, что Он воспринял всю человеческую душу. Были такие, что и об этом составили ересь и говорили, что душа Христа не имела ума, не имела разумения, не имела рассудка. Не хочу, чтобы ты верил так. Всё искупил Тот, Кто сотворил всё; всё восприняло, все освободило Слово. Здесь и ум человека, и разумение, здесь и душа, оживотворяющая плоть, здесь и плоть истинная и совершенная — только греха здесь нет.

Перевод с латинского С.А. Степанцова


[1] Эта Пасхальная проповедь Августина была произнесена в среду Пасхальной седмицы.

Текст взят с сайта: Православное Патрологическое общество
Богословский сборник. М.: ПСТБИ, 2000. № 5. С. 118-123.

 

К автору

Наверх

Hosted by uCoz