Святитель Августин, епископ Гиппонский
s. Aurelius Augustinus

 


Биографические сведения

Аврелий Августин — святитель, активный церковный деятель, плодовитый церковный писатель, авторитетный латинский богослов.

Родился 13 ноября 354 г. в Тагасте в Нумидии (Сев. Африка), в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, тогда как отец Августина принял крещение только перед смертью в 371 г. По обычаю того времени, Августин был оглашен с детства, но не крещен.

Августин получил хорошее образование, но из-за недостатка средств у родителей в оплате обучения участвовали благотворители. Начальное образование Августин получил в Тагасте, затем он продолжил свое образование в грамматической и риторической школе соседнего г. Мадавра (363-366 гг.). Для продолжения образования в 369 г. будущий святитель отправляется в столицу латинской Африки г. Карфаген. Здесь Августин предается "разгульной жизни", от незаконной связи у него рождается сын Адеодат (беседе с ним посвящен диалог "Об учителе"). 

Читая Цицерона, Августин проникается "любовью к мудрости", однако Священное Писание не производит на него благоприятного впечатления (это часто объясняют грубостью современного ему перевода — Италы). Здесь же начинается его увлечение манихейством, продлившееся около 10 лет. По завершению образования в 373 г. он возвращается в Тагасту, где преподает грамматику и риторику. В следующем году Августин переезжает в Карфаген и там продолжает преподавание и научную деятельность. Примерно в это же время Августин предпринимает свой первый литературный философской опыт — пишет трактат "О прекрасном и соответственном" (De pulchro et apto), ныне утерянный. Очарование манихейством постепенно проходит, Августин начинает сознавать его несостоятельность. Следующими интеллектуальными увлечениями Августина становится скептицизм Новой Академии, а затем — неоплатонизм. 

Между тем Августин в 383 г. отправляется в Рим, преподавать риторику, а затем в Медиолан, где вскоре становится официальным ритором. Здесь же в Медиолане Августин знакомится с великим богословом и святителем Амвросием и слушает его проповеди, что возвращает Августина к христианству. Свое обращение Августин относит к 386 г. Готовясь к принятию крещения, он удаляется от светских дел.

Вскоре после крещения Августина умирает его мать блаженная Моника, дождавшаяся  обращения ко Христу своего сына. После этого осенью 388 г. новопросвещенный Августин возвращается в родную Тагасту, жертвует все свое имение местной церкви и начинает вести строгую аскетическую жизнь. Слава Августина как ученого богослова и подвижника распространяется по всей Африки, и в 391 г. община г. Гиппона, где он был со случайным визитом, настояла на его рукоположении в пресвитерский сан. В Гиппоне новый пресвитер занимается учительством и проповедью, помогая престарелому епископу Валерию.
     Во время своего пресвитерства Августин основывает первый в Нумидии монастырь. Также он занимается толкованием Св. Писания и полемикой с манихеями. В 395 г. епископ Валерий делает Августина своим викарием. В следующем году после смерти Валерия Августин возводится на Гиппонскую кафедру и остается на ней в течении 35 лет, до самой смерти.
     Время епископства становится для свт. Августина временем написания огромного количества работ догматического, экзегетического, апологетического и пастырского характера, он произнес множество проповедей. В 397-400 гг. он по просьбе свт. Павлина Милостивого пишет свою замечательную автобиографическую повесть "Исповедь". Самой значительным догматическим трудом Августина становится написанный в 400-415 гг. трактат "О Троице", оказавший большее влияние на развитие последующего западного богословия. Пережив взятие Рима Аларихом в 410 г., Святитель Гиппонский с 413 по 426 пишет монументальный труд в 22 книгах "О граде Божием", посвященный проблемам истории и отношению Царства Божьего и земного государства.

Богословскую и церковную деятельность свт. Августина можно разделить на несколько этапов по основным направления его полемики. Начальный этап — довольно успешная полемика с манихейством. Августином было проведено немало диспутов с манихеями и написано немало богословских работ на эту тему. Следующим этапом была долгая и настойчивая борьба с распространявшимся тогда в Африке донатистским расколом. Гиппонский епископ развивает широкую полемику с раскольниками, в 411 г. его стараниями созывает собор в Карфагене, вынесший осуждение донатистам. В борьбе с расколом свт. Августин получает поддержку государственных властей, что приводит к окончательной победе Церкви над раскольниками.

Новым этапом деятельности Святителя становится борьба с учением британского монаха Пелагия. В 412 г. Карфагенский собор осуждает последователя Пелагия Целестия, а новый Карфагенский собор в 416 г. повторно осуждает Целестия, также самого Пелагия. Однако отношение Рима к Пелагию было неоднозначным, и даже после Большого Карфагенского Собора 418 г. пелагианство находило многих последователей. В полемики с ним Августин формулирует учение о значении благодати в деле спасения, известное как учение о предопределении. Именно в этом пункте мнение Августина содержит наибольшее число спорных положений и несогласно с учением Восточной Церкви. Учение Августина корректировалось впоследствии, например, прп. Иоанном Кассианом, учившем о синергии благодати Божией и свободной воли человека в деле спасения. Итогом всей полемической деятельности Августина становится сочинение "О ересях" (428-429 г.), где он дает краткую характеристику 88 ересям, начиная от Симона Волхва и кончая пелагианством. Предпринимая ревизию всей своей литературной деятельности, свт. Августин пишет в 426-427 г. "Пересмотры" в двух частях, где каталогизирует и критически оценивает 93 своих произведения.

В 426 г. свт. Августин, ослабленный болезнями и старостью, избирает себе преемником пресвитера Иераклия, которому и передает часть своих обязанностей. В 430 г. Гиппон осадили вторгшиеся в Северную Африку из Испании вандалы. Во время осады свт. Августин заболел и на десятый день болезни мирно скончался 28 августа.

В Западной Церкви почитание св. Августина началось рано и было весьма широко. В Восточные месяцесловы его имя было включено только XIX в. В русский месяцеслов его память была внесена вероятно по " Синаксаристу" прп. Никодима Святогорца и празднуется 15 июня.

^ наверх


Творения

Автобиографические

  1. Исповедь
    Confessiones (13 кн.) — 397-401 г.

  2. Пересмотры
    Retractationes (2 кн.) — 426-427 г.

Философские

  1. Против академиков
    Contra academicos (3 кн.) — 386 г.

  2. О блаженной жизни
    De beata vita — между 386 и 391 г.

  3. О порядке
    De ordine (2 кн.) — между 386 и 391 г.

  4. Монологи
    Soliloquia (2 кн.) — 386 или387 г.

  5. О бессмертии души
    De immortalitate aniniae — 387, 389 г.

  6. О музыке
    De musica (6 кн.) — 387 г.

  7. О количестве души
    De quantitate aniniae — 388 г.

  8. Об учителе
    De magistro — 389 г.

Апологетические

  1. Об истинной религии
    De vera religione — 389-391 г.

  2. О пользе веры к Гонорату
    De utilitate credendi ad Honoratum — 391 или 392 г.

  3. О вере в незримое
    De fide rerum quae non videntur — 400; 410 г.

  4. О граде Божием к Марцеллину
    De Civitate Dei ad Marcellinum (22 кн.) — 413-427 г.

Полемические

  1. О ересях к Кводвультдеусу
    De haeresibus ad Quodvultdeum — 428-429 г.

Антиманихейские

  1. О нравах католической церкви и о нравах манихеев.
    De moribus ecclesiae catholicae et de moribus manichaeorum (2 кн.) — 388 г.

  2. О свободном решении
    De libero arbitrio (3 кн.) — 1 кн. — 388; 2-3 кн. — 391; 395 г.

  3. О Книге Бытия против манихеев
    De Genesi contra manichaeos (2 кн.) — 388 или 390 г.

  4. О двух душах против манихеев
    De duabus animabus contra manichaeos — 392 г.

  5. Против Секундина-манихея
    Contra Secundinum manichaeum — 399 г.

  6. Рассуждение против Фортуната-манихея
    Disputatio contra Fortunatum manichaeum — 392 г.

  7. Против Адиманта, ученика манихея
    Contra Adimantum manichaei discipulum — 394 г.

  8. Против послания манихея, именуемого Основным
    Contra epislolam manichaei quam vocant Fundamenti — 397 г.

  9. Против Фавста-манихея
    Contra Faustum manichaeum (33 кн.) — 397-398 г.

  10. Против Феликса-манихея 
    Contra Felicem manichaeum — 398 г. 

  11. О природе блага против манихеев 
    De natura boni contra manichaeos — 399 (405?) г.

Антидонатистские

  1. Псалом против Доната
    Psalmus contra partem Donati — 393 г.

  2. Против послания Пармениана
    Contra epistolam Parneniani (3 кн.) — 400 г.

  3. О крещении против донатистов
    De baptismo contra donatistas (7 кн.) — 400 или 401 г.

  4. Против Крескония-грамматика
    Contra Cresconium grammaticum (4 кн.) — 405 или 406 г.

  5. Краткое изложение спора против донатистов
    Breviculus collationis contra donatistas (3 кн.) — после 411 г.

  6. Против донатистов после спора
    Post collationem contra donatistas — 412 г.

  7. Против писаний Петилиана
    Contra litteras Petiliani (3 кн.) — 401 или 405 г. 

  8. Прения с Эмеритом, епископом донатистов
    Gesta cum Emerito, donatistarum episcopo (2 кн.) — ок. 418 г. 

  9. Против Гауденция, епископа донатистов
    Contra Gaudentium, donatistarum episcopum (2 кн.) — 421 или 422 г.

Антипелагианские

  1. О воздаянии и отпущении грехов, а также о крещении младенцев к Марцеллину
    De peccatorum meritis et remissione et de baptizmo parvulorum ad Marcellinum (3 кн.) — 411 или 412 г.

  2. О Духе и букве к Марцеллину
    De Spiritu et littera ad Marcellinum — 412 г.

  3. О природе и Благодати к Тимасию и Иакову
    De natura et Gratia ad Timasium et Jacobum — 413 или 415 г.

  4. О деяниях Пелагия 
    De gestis Pelagii (7 кн.) — 417 г.

  5. О Благодати Христовой и о первородном грехе против Пелагия и Целестия
    De Gratia Christi et de peccato orieinali contra Pelagium et Coelestium (2 кн.) — 418 г.

  6. О браке и вожделении к Валерию
    De nuptiis et concupiscentia ad Valerium (2 кн.) — 419 или 421 г.

  7. Против двух посланий пелагиан
    Contra duas epistolas pelagianorum (4 кн.) — 420 или 421 г.

  8. Против Юлиана-пелагианина
    Contra Julianium pelagianum (6 кн.) — 421 г.

  9. О душе и ее происхождении
    De anima et ejus origine (4 кн.) — 421 г.

  10. О Благодати и свободном решении к Валентину
    De Gratia et libero arbitrio ad Valentinum — 426 или 427 г.

  11. Об упреке и Благодати
    De correptione et Gratia — ок. 427 г.

  12. О предопределении святых к Просперу и Иларию
    De praedestinatione sanctorum ad Prosperum et Hilarium — 428 или 429 г.

  13. О даре упорства [в добре]
    De dono perseverantiae — 428-429 г.

  14. Против второго ответа Юлиана, незаконченное сочинение
    Contra secundam Juliani responsionem, imperfectum opus (6 кн.) — 429 г.

Антиарианские

  1. Против проповеди ариан
    Contra sermonem arianorum — 418 или 419 г.

  2. Спор с Максимином, епископом ариан
    Collatio cum Maximino, arianorum episcopo — 427 или 428 г.

  3. Против Максимина
    Contra Maximinum (2 кн.) — 428 г.

Другие

  1. Против недруга закона и пророков [Против маркионитов]
    Contra adversarium legis et prophetarium (2 кн.) — 421 г. 

  2. К Орозию против присциллианистов и оригенистов
    Ad Orosium contra priscillianistas et origenistas — 415 г. 

  3. Рассуждение против иудеев
    Tractatus adversus Judaeos — 429 или 430 г.

Экзегетические

  1. О Книге Бытия буквально. Незаконч. Книга
    De Genesi ad Litteram, liber imperfectus — 393 или 394 г.

  2. Толкования на Псалмы
    Enarrationes in Psalmos — 392-418 г.

  3. Разъяснение некоторых положений из Послания к Римлянам 
    Expositio quarumdam propositionum ex epistola ad Romanes — между 393 и 396 г.

  4. Предварительное разъяснение Послания к Римлянам 
    Epistolae ad Romanes inchoata expositio — между 393 и 396 г.

  5. Разъяснение Послания к Галатам
    Expositio epistolae ad Galatas — между 393 и 396 г.

  6. О Нагорной проповеди Господа
    De Sermone Domini in Monte (2 кн.) — 394 г.

  7. О христианском учении
    De doctrina christiana (4 кн.) — 396; 426 г.

  8. Евангельские вопросы 
    Quaestiones Evangeliorum (2 кн.) — 397 или 400 г.

  9. Заметки на Книгу Иова
    Adnotationes in Iob — ок. 399 г.

  10. О согласии евангелистов
    De consensu evangelistarum (4 кн.) — 400 г.

  11. О Книге Бытия буквально
    De Genesi ad litteram (12 кн.) — 401-414 г.

  12. Рассуждение на Евангелие от Иоанна
    Tractatus in Johannis Evangelium — 407-417 г.

  13. Рассуждения на Послание Иоанна к парфянам
    Tractatus in Epistolam Johannis ad Parthos (10 кн.) — 415 или 416 г.

  14. Беседы на Семикнижие
    Locutiones in Heptateuchum (7 кн.) — 419 г.

  15. Разыскания на Семикнижие
    Quaestiones in Heptateuchum (2 кн.) — 419 г.

  16. Зерцало из Священного Писания
    Speculum de Scriptura Sacra — 427 г.

Догматические

  1. О 83 различных вопросах
    De diversis quaestionibus LXXXIII — 388-395 или 396 г.

  2. О вере и символе (веры)
    De fide et symbolo — 393 г.

  3. О борении христианском
    De agone christiano — 396-397 г.

  4. О различных вопросах к Симплициану
    De diversis quaestionibus ad Simplicianitni (2 кн.) — 396 г.

  5. О Троице
    De Trinitate (15 кн.) — 400-415 г.

  6. Энхиридион к Лаврентию, или о Вере, Надежде и Любви
    Enchiridion ad Laurentium, sive de Fide, Spe et Charitate — 421 или 423 г.

Нравственно-аскетические,
посвященные разным вопросам духовной жизни

  1. О воздержании
    De continentia — 395 г.

  2. О монашеском труде
    De ореrе monachorum — 400 г.

  3. О супружеском благе
    De bono conjugali — ок. 400-401 г.

  4. О святом девстве
    De sancta virginitate — 400-401 г.

  5. О прорицании демонов
    De divinatione daemonuin — 406 г.

  6. О пользе поста
    De utilitate jejunii — 408 или 412 г.

  7. О вере и делах
    De fide et operibus — ок. 413 г.

  8. О благе вдовства к Юлиане
    De bono viduitatis ad Julianam — 414 г.

  9. Об усовершении справедливости человеческой
    De perfectione justitiae hominis — ок. 415 г.

  10. О терпении
    De patientia — 418 г.

  11. Против лжи
    Contra mendacium — 420 г. 

  12. О прелюбодейном супружестве
    De conjugiis adulterinis (2 кн.) — ок. 420 г.

  13. О почитании усопших к Паулину
    De cura pro mortuis gerenda ad Paulinum — 421 или 424 г.

Пастырские

  1. Об обучении оглашенных
    De catechizandis rudibus — 399 или 400 г.

Проповеди
Sermones

Письма
Epistolae — 386-429 г.

Наиболее важные письма, изданные впоследствии отдельными книгами:

  • О едином крещении против Петилиана (письмо 120)
    De unico baptismo contra Petilianum — 410 или 411 г.

  • О Благодати Нового завета к Гонорату (письмо 140)
    De Gratia Novi Testamenti ad Honoratum

  • О созерцании Бога к Паулину (письмо 147)
    De videndo Deo ad Paulinum — 413 г.

 

(Составлено по: Хронологический список сочинений Августина // Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991;
Августин Аврелий // ПЭ. Т. I. М., 2000).

 

^ наверх


Имеющиеся произведения

https://www.casino-vulkan-online.com/
Hosted by uCoz