Текст этого письма впервые был опубликован д’Ашери (d’Achery) в 1675 г. в Париже. Этот документ представляет собой наставления епископа знатному христианину Лукиану, начальнику придворных при дворце императора. Время написания определяется по следующим указаниям: в письме говорится о "добром императоре, даровавшем мир Церкви", но однако этот император сам не христианин; христианство получает официальное признание, при дворе многие должности занимаются христианами. Предположительно письмо можно отнести к первому времени царствования Диоклетиана (284-305), когда до возобновления жестоких гонений в 303 г. Церковь не подвергалась преследованиям, а император даже благоволил к христианам. Исходя из этого, послание было атрибутировано Феоне, епископу Александрийскому, жившему в то время. О Феоне, епископе Александрийском мы имеет крайне мало сведений. По указанию Евсевия он управлял Александрийской Церковью после Максима в течении девятнадцати лет (ЦИ. VII, 32, 30), т.е. приблизительно с 282 по 300 г. Сведений о его литературной деятельности нет. Имеющийся текст послания — на латыни, но сам текст письма подразумевает существование греческого подлинника. Это выводится из слов письма, что Птолемей Филадельф перевел Писание "на наш язык", также некоторые исследователи отмечают в тексте наличие грецизмов. Батиффоль (Batiffol), однако, сомневался в раннехристианском происхождении этого текста и выдвигал следующие аргументы: во всей христианской письменности нет никаких следов упоминания этого письма; не сохранилась ни одной рукописи этого письма, а так копия, с которой было сделано издание, также пропала; недостаточно оснований утверждать, что письмо имеет греческий оригинал (например, цитаты из Библии даны по Вульгате, в тексте присутствуют галлицизмы и пр.); есть некоторые ошибки в терминологии (например, в названии придворных должностей) и другие возражения. Тем не менее это письмо помещено как творение Феоны Александрийского в Патрологии Миня (PG 10, 1569-1578), Библиотеке Галланди и др. собраниях, а многими исследователями оно продолжает рассматриваться как документ эпохи Диоклетиана.
|