Сведения о жизни Марка Минуция Феликса практически отсутствуют, однако некоторые факты его биографии можно почерпнуть из диалога "Октавий", единственного дошедшего до нас его произведения, а также из немногочисленных упоминаний о нем древних авторов. Блж. Иероним пишет о нем следующие: "Минуций Феликс, известный в Риме адвокат, написал диалог "Октавий", представляющий собой спор христианина и язычника. Существует также другая книга, подписанная его именем, — "О судьбе, или Против математиков", талант ее автора очевиден, но она, как мне кажется, не соответствует по стилю упомянутому выше труду. Лактанций также упоминает Минуция в своем сочинении" (О знаменитых мужах. 58). В "Божественный установлениях" Лактанций упоминает Минуция Феликса дважды: один раз он цитирует отрывок из 22 гл. "Октавия", где тот пересказывает миф о Сатурне (I, 11, 55). В другом месте Лактанций, перечисляя известных ему апологетов, называет Минуция как автора "Октавия" (V, 1, 21-22). Свт. Евхерий, еп. Лионский (V в.) говорит о блистательном красноречии Минуция, ставя его в один ряд с Фирмианом, Киприаном, Иларием и Амвросием (Письмо Валериану). "Октавий" представляет из себя словесное состязание между язычником Цецилием и христианином Октавием, где сам Минуций выполняет роль арбитра. В итоге беседы Цецилий проникается учением Христовым и высказывает желание стать христианином. Действия диалога происходят по дороге из Рима в ближайших портовый городок Остию. Из "Октавия" мы узнает, что Минуций уверовал во Христа в зрелом возрасте, а его ближайший друг Октавий "опередил его в этом" (гл. 1). Годы жизни Минуция можно определить лишь приблизительно. Так, диалог "Октавий" не мог быть написан раньше 175 г., потому что в гл. 9 и 31 упоминается речь против христиан оратора Корнелия Фронтона (ум.. 175). Между "Октавием" и "Апологетиком" Тертуллиана существует немало параллелей, однако мнения ученых о том, какое произведение написано раньше, расходятся. Существует версия, что для написания этих произведений Минуций и Тертуллиан пользовались единым источником. Следует отметить, что блж. Иероним утверждает, что для составления своего "Октавия" Минуций изучил многие языческие произведения (Письмо 70. К Магну). Desau, и, видимо, архим. Киприан (Керн)) отождествляют его с Цецилием Наталом, упоминаемым в надписях из Цирты, относящимся к 200–217 гг. Упомянутое св. Иеронимом произведение "О судьбе, или Против математиков" (De fato vel contrat mathematicos) до нас не дошло. В гл. 36 "Октавия" сам Октавий предполагает заняться рассуждением о судьбе "в другое время с большей полнотой и подробностью", что может позволить сделать предположение о написании этой книги Минуцием. Творения
|