О пресвитере Гаие до нас дошло крайне скудные сведения и несколько отрывков из его полемических работ, приведенных у Евсевия. Блж. Иероним пишет о нем следующее: "Гай, епископ Рима, живший во времена Зефирина, то есть во времена правления Антонина, сына Севера, создал очень значительный труд "Против Прокула", последователя Монтана, обвиняя его в безрассудстве защиты нового пророчества, и в той же книге, перечисляя только тринадцать посланий Павла, утверждает, что четырнадцатое, ныне называемое к Евреям, Павлу не принадлежит. Римляне по сей день считают, что это послание не принадлежит апостолу Павлу" (О замечательных мужах. 59). Евсевий трижды ссылается на "Диалог с Проклом, главою Катафригийской секты" пресвитера Гаия. Кроме того в пятой книги Церковной истории Евсевий цитирует несколько отрывков из произведения неизвестного ему писателя против ереси Артемона, которую, как утверждает Евсевий, "пытался возродить Павел Самосатский". По свидетельству блж. Феодорита, эти отрывки взяты из книги под названием "Малый Лабиринт". Свт. Фотий писал, что читал одну работу, имеющую в некоторых рукописях название "О причине Вселенной", а в других, "Сущности Вселенной" По его мнению этот труд принадлежит "одному достойному пресвитеру Гаию, который жил в Риме, того кто, как говорят, составил также Лабиринт, и чей диалог с Проклом, главою Монтанистской ереси, находится в обращении <...> Говорят также, что он составил другой трактат, направленный против ереси Артемона" (Библиотека. 48). На основании этих свидетельств вместе с фрагментами из "Диалога с Проклом" издают также и отрывки из трактата против Артемона. Кроме того пресвитеру Гаию некоторые приписывают также так называемый Мураториев отрывок, содержащий перечисление канонических книг Нового Завета. Однако эта атрибуция произвольна, и проблема авторства "Мураториева отрывка" не решена.
|