Об апологете Афинагоре нет практически
никаких достоверных исторических
свидетельств. О нем не упоминают ни Евсевий,
ни блж. Иероним. До нас дошли два его
творения: "Прошение о христианах"
и "О воскресении", в заглавии
которых он называется Афинянином и
христианским философом. По внутренним
свидетельствам текста "Прошения...",
обращенного к Марку Аврелию Антонину и
Люцию Аврелию Коммоду, время его
написания можно положить между 176-180
годами (Коммод сделался соправителем в
176 г., а весною 180 г. Марк Аврелий умер). Единственное историческое упоминание об Афинагоре принадлежит церковному историку V века Филиппу Сидету, дошедшее до нас в цитации (а возможно в пересказе) Никифора Каллиста. Вот этот фрагмент: «Филипп Сидет в слове 44 говорит: Афинагор был первым руководителем Александрийского училища и процветал во времена Адриана и Антонина, которым он адресовал "Прошение за христиан" (τον υπέρ Χριστιανών πρεσβευτικον). Сей муж исповедовал христианство в плаще философа, стоя во главе академической школы. Возжелав еще до Кельса написать [сочинение] против христиан, он обратился к Священным Писаниям, чтобы бороться [с христианством] со знанием дела, но был столь пленен Всесвятым Духом, что, подобно великому Павлу, вместо преследователя стал учителем той веры, которую преследовал. Учеником его, как говорит Филипп, был Климент, автор "Стромат", а [учеником] Климента — Пантен. Этот Пантен также был афинянином и философом-пифагорейцем... Согласно Филиппу, учеником и преемником Пантена, возглавлявшим училище, являлся Ориген... и он был четвертым предстоятелем христианской школы. После Оригена [таким предстоятелем являлся] Иракл, за ним — Дионисий, за Дионисием — Пиерий; после Пиерия — Феогност, за Феогностом — Серапион, а после него — Петр, великий епископ, ставший мучеником; после Петра — Макарий, прозванный соотечественниками "Городским", за ним — Дидим, а за Дидимом — Родон. Согласно Филиппу, Родон, во времена Феодосия Великого, перевел школу в его [родной] город Сиды и, как говорит Филипп, сам он учился у Родона». Однако этот отрывок вызывает споры у исследователей. Филиппа Сидета еще Сократ Схоластик обвинял в небрежности с историческими фактами, а приведенный текст содержит немало противоречий с имеющимися сведениями. Это и свидетельство о том, что Афинагор подал "Прошение..." Адриану и Антонину, и хронология Александрийского училища Священных словес. Но верные сведения в этом сообщении, видимо, присутствуют. Несомненно, что Афинагор обратился в христианство в зрелом возрасте и пришел с Церковь с солидным философским и риторическим багажом. В главе 9 "Прошения..." Афинагор пишет императорам: "Впрочем, предоставляю вам прочитать сами книги [Священного Писания], и тщательно исследовать в них заключающиеся пророчества, чтобы, по надлежащем обсуждении, вы могли отвратить гонения на нас". По предположению некоторых ученых Афинагор мог быть руководителем частной философско-христианской школы. Не ясно, что точно означает именование "Афинянин", это может указывать на происхождение, а может быть просто почетным прозвищем. Существует мнение о связи Афинагора с Малоазийской Церковью. Это заключение делается на основании упоминаний о нем малоазийцев Филиппа Сидета и свт. Мефодия, а также некоторых параллелей "Прошения..." с Письмом к Церквам Азии и Фригии о лионских мучениках. Творения |