Послание апостола Варнавы

 


Святой апостол Варнава


О памятнике

Это послание было известно многим церковным писателям первых веков. Его многократно цитирует Климент Александрийский (Строматы. II, главы 6; 7; 15; 17; 20; V, 8; 10; VI, 8 и др.). Автором послания Климент называет апостола Варнаву, говоря о нем как об одном из семидесяти учеников Господа (Строматы. II, 6. 20). Ориген называет это послание соборным (καθολικη επιστολή, Против Цельса. I, 63). Блж. Иероним также утверждал принадлежность этого послания апостолу Варнаве, однако признавал, что в его время это послание причисляли к апокрифам: "Варнава с Кипра, называемый также Иосифом Левитом, посвященный в апостолы вместе с Павлом, написал одно ценное своими наставлениями Церкви послание, которое причисляют к апокрифическим трудам" (О знаменитых мужах. 6). Евсевий однозначно говорит об этом послании как о подложном (νόθα) и помещал его в списке "книг отвергаемых, <...> которые были исключены из Нового Завета, хотя и известны большинству церковных писателей" (ЦИ. III. 25, 4-6).

В настоящее время принадлежность этого послания апостолу Варнаве не признается практически никем из исследователей. Против подлинности авторства этого послания высказываются следующие возражения: во-первых, в тексте послания автор ни разу не называет себя апостолом Варнавой, эта атрибуция выводится из надписаний рукописей и цитат перечисленных выше авторов; во-вторых, автор послания называет апостолов "людьми крайне грешными", что звучит странно из уст апостола и спутника ап. Павла; в-третьих, в послании неоднократно высказывается негативное отношение к религиозным обрядам и богопочитанию иудеев Ветхого Завета, постановления Закона толкуются автором аллегорически, в описании обрядов он рассказывает детали, которые не знает ни Библия, ни Талмуд (см. описание обряда очищения в гл. 7), все это странно при том, что ап. Варнава был левитом (Деян. 4:36); и наконец, слова о том, что Бог "вразумлял всех нас не обращаться, прозелитами, к закону Иудейскому" (гл. 3) понимаются как указание на нееврейское происхождение автора.

Время написания можно определить только приблизительно. В гл. 16 автор четко говорит, что Иерусалимский храм уже разрушен, что произошло в 70 г. С другой стороны это произведение широко известно Клименту Александрийскому и Ориген считал, что его читал и цитировал Цельс (Против Цельса. I, 63). ("Правдивое слово" Цельса было написано в семидесятые годы второго века.) Большинство исследователей сокращают этот значительный промежуток времени, датируя послание второй четвертью II в. (возможно, ок. 130 г.).

Долгое время послание считалось утерянным. В начале XVII века были найдены две рукописи послания, в которых отсутствовали первых четыре с половиной главы. Спустя некоторое время в Корвейском монастыре был найден латинский перевод (не позднее IX в.) послания, включавший в себя текст недостающих глав, но в котором однако недоставало четырех последних глав. Реконструированный по греческой и латинской версиям текст был издан д'Ашери в Париже в 1645 г. Полный греческий текст послания был найден в Синайском кодексе Библии (IV в.), где послание помещено после Апокалипсиса, а также в Иерусалимском кодексе (IX в.).


Материалы и исследования

Библиография

Издания

  1. Epitre de Barnabe / Intr., trad. et note par R.A. Kraft et P. Prigent. Paris, 1971 (Sources Chretiennes. 172).

Переводы

  1. Соборное послание ап. Варнавы / Пер. И. Чупровского // Христианское чтение, 1830, ч. 37. С. 7-49.

  2. Писание мужей апостольских / Пер. прот. П. Преображенского. Рига, 1992. С. 25-53. (Репринт изд. 1895).

  3. Чельцов И.В. Собрание символов и вероизложений Православной Церкви от времен апостольских до наших дней. СПб., 1869. С. 208-247.

Исследования

  1. Киприан (Керн), архим. Патрология. I. Париж; М., 1996. С. 54-59.

  2. Писание мужей апостольских / Пер. и предисл. прот. П. Преображенского. Рига, 1992. С. 9-24. (Репринт изд. 1895).

  3. Розанов Н. О подлинности послания апостола Варнавы // Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения, 1879, т. 3, № 9. С. 411-429.

  4. Скворцов К. Когда написано послание Варнавы? // Труды Киевской ДА, 1873, т. 2, № 8. С. 93-113.

  5. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. М., 1996. Т. 1. С. 39-44.


Детальная информация знак пожарный гидрант на нашем сайте.
Hosted by uCoz