К автору

 

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский

Послание к филиппийцам

 

Поликарп и с ним пресвитеры — Церкви Божией в Филиппах: милость и мир от Бога Вседержителя и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, да умножится вам.   

Глава I.

Я весьма сорадовался вам в Господе нашем Иисусе Христе о том, что приняли у себя образцы истинной любви, и как прилично было вам, проводили связанных священными узами, которые суть царское украшение для истинных избранников Бога и Господа нашего. Радуюсь также и тому, что твердый корень вашей веры, известный с первых времен, пребывает и доныне и приносит плоды, достойные Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел за грехи наши самую смерть, но Которого воскресил Бог, расторгнув узы ада" (Деян. 2, 24). Вы, не видев Его, веруете, и, веруя, радуетесь радостию неизреченною и преславною (1 Пет. 1, 8), — каковой многие желают достигнуть, - зная, что вы спасены благодатию, не делами (Ефес. 4, 8-9), но по воле Божией чрез Иисуса Христа.

Глава II.

Поэтому, препоясавши чресла ваши [1], служите Богу в страхе (Пс. 2, 11.) и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, "Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу" (1 Пет. 1, 21) и престол одесную Себя, Которому [2] все покорено небесное и земное, Которому все дышащее служит, Который придет Судией живых и мертвых и Которого кровь взыщет Бог от неверующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит, если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, не воздавая злом за зло, порицания за порицание (1 Пет. 3, 9), удара за удар, проклятия за проклятие, и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: не судите, чтоб не быть вам судимыми (Mф. 7, 1). Прощайте, и будет вам прощено (Лк. 6, 37; Mф. 6, 12, 14). Милуйте, чтоб вам быть помилованными. Какою мерою мерите, такою возмерится вам (Mф, 7, 2; Лк. 6, 38). И блаженны бедные и гонимые за правду, ибо их Царствие Божие (Mф. 5, 3. Лк. 6, 20).

Глава III.

Это пишу вам, братья, о праведности не по собственному притязанию, но потому, что вы сами вызвали на то меня. Ибо ни мне, ни другому, подобно мне, нельзя достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который, находясь у вас, пред лицом живших тогда людей, ревностно и твердо преподавал слово истины и после, удалившись от вас, писал вам послания. Вникая в них, вы можете получить назидание в данной вам вере, "которая есть матерь всех нас" (Гал. 4, 26), за которою следует надежда и которой пришествует любовь к Богу, ко Христу и ближнему. Кто в них пребывает, тот исполнил заповедь правды. Ибо имеющий любовь далек от всякого греха.

Глава IV.

"Начало же всех бед есть сребролюбие" (1 Тим. 6, 10). Итак, зная, что мы "ничего не принесли в мир и ничего не вынесем из него" (1 Тим. 6, 7), вооружимся оружиями правды, и будем сперва учить самих себя поступать по заповеди Господней; а потом учите и жен ваших, чтобы они пребывали в данной им вере, любви и чистоте, чтобы любили мужей своих со всею искренностью и всех других, равно со всем целомудрием, и детей будем воспитывать в страхе Божием; будем учить вдов, чтоб они здраво судили о вере Господней, предстательствовали непрестанно за всех, удалялись всякой клеветы, злоречия, лжесвидетельства, сребролюбия и всякого порока, и знали, что они — жертвенник Божий, что Бог все видит и от Него ничто не сокрыто: ни мысли, ни намерения и никакие сокровенные чувствования сердца.

Глава V.

Таким образом зная, что "Бог не бывает в посмеянии" (Гал. 6, 7), мы должны поступать достойно заповеди Его и славы. Подобно и диаконы должны быть непорочны пред правдою, как служители Бога и Христа, а не человеков, не клеветники, не двоязычники, не сребролюбцы, воздержаны во всем, милосерды, старательны; должны поступать согласно с истиною Господа, Который сделался служителем всех, от Которого, если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых, и что если будем жить достойно Его и в Него веровать, будем и царствовать с Ним. Подобным образом и юноши должны быть непорочны во всем, преимущественно же заботиться о целомудрии и удерживать себя от всякого порока. Ибо хорошо отражать от себя мирские похоти, потому что всякая "похоть воюет против духа" (1 Пет. 2, 11), и ни "блудники, ни сластолюбцы, ни мужеложники Царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 9-10), так как и все делающие непотребства. Посему должно воздерживаться от всего этого и покоряться пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу, а девам жить с непорочною и чистою совестию.

Глава VI.

     Пресвитеры же должны быть благосерды, милостивы ко всем, обращать заблуждающих; посещать всякого немощного, не пренебрегать вдов или нищего, "всегда стараться о добром пред Богом и человеками" (Рим. 12, 17; 2 Кор. 8, 12), воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде; удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха. И потому, если молим Господа, чтоб Он простил нас, то и мы должны прощать. Ибо все мы находимся пред очами Господа и Бога; "каждый из нас должен предстать пред судилище Христово и каждый за себя дать отчет" (Рим. 14, 10, 12). Итак, будем служить Ему со страхом и всяким благоговением, как Он заповедал Сам и благовествовавшие нам апостолы и пророки, предсказавшие пришествие Господа нашего. Будем ревностны в добре, будем удаляться от соблазнов, от лже-братий и от тех, которые лицемерно носят на себе имя Господне и вводят в заблуждение людей легкомысленных.

Глава VII.

 "Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист" (1 Ин. 4, 3). Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны. Потому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преданному изначала слову; будем "бодрствовать в молитвах" (1 Пет. 4, 7), пребывать в постах; в молитвах будем просить всевидящего Бога не ввести нас во искушение (Mф. 6, 13), как сказал Господь: "дух бодр, но плоть немощна" (Mф. 26, 41; Mк. 14, 38). [3]

Глава VIII.

Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей — Иисусе Христе, "Который грехи наши вознес на Своем теле на древо. Который не сделал греха и во устах у Которого не обрелось лжи" (1 Пет. 2, 22, 24), и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, — прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому.

Глава IX.

Умоляю всех вас повиноваться слову правды и оказывать всякое терпение, как вы видели это своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе [4], но и в других из нас, и в самом Павле, и прочих апостолах. Будьте уверены, что все они не вотще подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали. Ибо они не нынешний век возлюбили, но Того, Кто за нас умер и для нас был воскрешен Богом [5] .

Глава X.

Стойте в этих добродетелях и следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа; никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо "милостыня избавляет от смерти" (Тов. 4, 10; 12, 9). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы "поведение ваше было безупречно среди язычников" (1 Пет. 2, 12), и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела и имя Господне не подверглось из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя Господне! Итак, всех учите умеренности и воздержанию, в котором, впрочем, вы и живете.

Глава XI.

 Я сильно опечалился из-за Валента, который некогда был у вас пресвитером, что он так забыл данный ему сан. Поэтому умоляю вас — берегитесь любостяжания [6] и будьте чисты и правдивы. Воздерживайтесь от всякого порока. Кто сам не может воздержаться от этого, как он будет проповедывать о том другому? Кто предается любостяжанию, тот оскверняется идолослужением и достоин считаться в ряду язычников. Кто не знает суда Божия? "Или не знаем, что святые будут судить мир?" (1 Кор. 6, 2), как учит Павел. Я, впрочем, ничего такого не заметил в вас и не слыхал, — в вас, у которых подвизался блаженный Павел, и о которых он с похвалою отзывается в начале своего послания. Вами он хвалится во всех Церквах, какие только познали в то время Бога, а мы [7] еще не знали Его. Итак, я весьма скорблю, братья, о Валенте и его жене: дай Бог им истинно покаяться! А вы будьте благоразумны в этом; и "не почитайте их за врагов" (2 Сол. 3, 15), но старайтесь исправить их, как члены страждущие и заблудшие, чтобы здраво было все тело ваше. Поступая так, вы сами себя назидаете [8].

Глава XII.

Я уверен, что вы хорошо изучили Священное Писание, и нет в нем ничего для вас неизвестного; а я не достиг этого. Но знаю, что в Писании сказано: "гневайтесь и не согрешайте" (Пс. 6, 5), и - "да не зайдет солнце в гневе вашем" (Еф. 4, 26). Блажен, кто помнит это, — что, я уверен, и делаете вы. Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник Сын Божий Иисус Христос да утвердит вас в вере и истине, во всякой кротости и незлобии, терпении и великодушии, воздержании и целомудрии; и да даст вам жребий и часть среди Своих святых, и нам с вами и всем, которые живут под небом и имеют уверовать в Господа нашего Иисуса Христа и Его Отца, воскресившего Его из мертвых. Молитесь за всех святых [9]. Молитесь также за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех, и сами вы были совершенны.

Глава XIII.

Писали мне вы и Игнатий [10], что, если кто от нас отправится в Сирию, доставил бы он туда и письма от вас. Это я исполню, когда найду благоприятный случай, — или сам, или чрез того, кого отправлю, чтоб он был послом вместе и с вашей стороны. Послания Игнатия, присланные им к нам, и другие, сколько их есть у нас, мы отправили к вам, согласно вашему требованию: они приложены при этом самом послании нашем. Вы можете получить из них великую пользу. Ибо они содержат в себе веру, терпение и всякое назидание в Господе нашем [11] . Что вы узнаете верного о самом Игнатии и его спутниках, — сообщите нам.

Глава ХIV.

Это написал я вам чрез Кресцента, которого я прежде хвалил вам и теперь хвалю. Он жил у нас неукоризненно, — надеюсь, что и у вас будет так же. Примите и сестру его с честию, когда она придет к вам. Будьте невредимы чрез Господа Иисуса Христа. Благодать Его да будет со всеми вами. Аминь.


Перевод священника Петра Преображенского (Опубликован впервые: Писание мужей апостольских. СПб., 1895. С. 359-365). Греческий текст послания Поликарпа содержит только 9 глав, остальные 5 глав сохранились в древнем латинском переводе. Последний был издан в 1498 г. Фабером Стапульским; а греческий текст появился только в 1633 году трудами Петра Галлуа.

[1] 1 Пет. 1, 13. Ефес. 6, 14. См. Клим. 1 Кор., гл. 9.

[2] Т. е. Иисусу Христу.

[3] Против докетов. Докеты — еретики, учившие, что Господь Иисус Христос приходил на землю не в истинном теле человеческом, но лишь в видимом подобии плоти (из Полного церковнославянского словаря прот. Григория Дьяченко)

[4] По свидетельству римского Мартирология, в Филиппах в Македонии 10 декабря празднуется память св. мучеников Руфа и Зосимы. (Гефеле).

[5] Здесь оканчивается греческий текст; дальнейшие главы Послания сохранились в древнем латинском переводе, изданном Фабером Стапульским в Париже в 1498 г.

[6] Пресвитер Валент по любостяжанию утаил деньги, данные для бедных; в этом преступлении участвовала и его жена. (Вохер).

[7] Т.е. жители Смирны.

[8] См. 1 Кор. 12, 26.

[9] Т.е. христиан.

[10] Cщмч. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, автор посланий к Поликарпу, к смирнянам и др.

[11] 3десь оканчиваются слова из этой главы послания Поликарпа приводимые на греческом языке у Евсевия Церк. Ист. 3, 36.

 

Текст воспроизводится по: Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель: "Жизнь с Богом", 1988, C. 150-156.

 

К автору

Наверх

Hosted by uCoz