К автору

 

Пелагий I, папа Римский

Исповедание веры

 

Верую во единого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, то есть в Отца всемогущего, вечного, нерожденного, Сына из сущности (субстанции) природы Отца рожденного прежде всего времени или какого-нибудь другого начала, Всемогущего из Всемогущего, равного, совечного и сосущностного (консубстанциального) Родителю, и в Духа Святого Всемогущего, равного, совечного и сосущественного обоим, то есть Отцу и Сыну, который, вневременно происходя от Отца, есть Дух Отца и Сына. Таким образом, верую в три лица, или три ипостаси (subsistentiae), имеющие единую сущность или природу, единую силу, единую деятельность, единое блаженство и единую власть, так что единство - троично, и Троица — едина, по истинному слову Господа, говорящего: "идите и научите все языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28, 19). Во имя, говорит, а не во имена, чтобы через нераздельное имя Божественной сущности показать, что Бог един, а также научить различию лиц, доказываемому их свойствами: ибо если у трех имя одного Божества, то этим показывается равенство лиц; а с другой стороны равенство лиц не позволяет мыслить в них ничего постороннего, ничего привходящего, так что всякий из них есть истинный и совершенный Бог, т.е. из полноты Божества не менее мыслится в каждом, и ни более в трех.

Верую и исповедую, что из этой святой, блаженнейшей и единосущной (консубстанциональной) Троицы одно лицо, т. е. Сын Божий, в последние времена, ради спасения рода человеческого, снизошел с неба, хотя и не оставил ни престола Отца, ни управления миром — что по наитию Святого Духа на Пресвятую Деву Марию и по осенений Ее силой Всевышнего, тоже Слово и Сын Божий, милостиво войдя во чрево Пресвятой Девы Марии, от плоти Ее заимствовал себе плоть, соединенную с душою разумной и мыслящей; но не так, чтобы плоть была прежде сотворена, а впоследствии соединился с ней Сын Божий; но, как написано, премудрость, созидая себе дом (Притч. 9, I), образовала плоть во чреве Девы - плоть Слова Божия, и потом, без всякой перемены или превращения природы Слова и природы плоти, Слово и Сын Божий соделался человеком, единым в одной и другой природе, т. е. в Божественной и человеческой; Христос Иисус явился или родился истинный Бог, и Он же истинный человек, сохранив при рождении целость девства Матери, ибо и родила Его пребывающая девою, как дева и зачала Его. Поэтому Пресвятую Деву Марию мы истинно исповедуем Богородицею; ибо Она родила воплощенное Слово Божие. И так един и тот же Иисус Христос есть истинный Сын Божий, и един и тот же есть истинный сын человеческий, совершенный по Божеству и тот же самый совершенный по человечеству: так как Он всецело существует в своей природе и Он же всецело существует в нашей. Так Он, заимствовав через второе рождение из человеческой Матери то, чем Он не был, не перестал быть тем, чем был, через первое рождение из Отца. Поэтому мы верим, что Он состоит из двух природ и существует в двух природах, остающихся нераздельными и неслиянными. Нераздельными: потому что и по принятии нашей природы, пребывал и пребывает единым Христом, Сыном Божиим; неслиянными же, потому мы верим, что эти природы так соединены в одно лицо, или ипостась, что, сохранив свойства той и другой природы, ни одно не превратилось в другое. И потому, как уже сказано, мы исповедуем одного и того же Христа истинным Сыном Божиим, и Его же самого истинным сыном человеческим, единосущным Отцу по Божеству и единосущным нам по человечеству, во всем подобным нам, кроме греха, подверженным страданиям по плоти и бесстрастным по Божеству.

Исповедуем, что Он, при Понтии Пилате по Своей воле пострадал плотью ради нашего спасения, распят был плотью, умер плотью, воскрес в третий день той же плотью, прославленной и нетленной; по воскресении обращался со своими учениками, неоднократно очевидным образом показал им, что Он имеет истинное тело; и в сороковой день, на глазах у тех же самых учеников, взошел на небо и сидит одесную Отца.

Верую и исповедую, что, по свидетельству ангелов, как взошел Он на небо, так же придет судить живых и мертвых. - Ибо я исповедую, что все люди, начиная от Адама и до скончания века родившиеся и умершие, с самим Адамом и его женою, которые сами не произошли от других родителей, но созданы один из земли, а другая — из ребра мужа, воскреснут тогда и предстанут перед судом Христовым, чтобы каждому воздалось за то, что сделал со своим телом, благое или злое; и по всещедрой благодати Своей праведникам, как сосудам милосердия уготованным для славы, Господь дарует в награду вечную жизнь; т. е. они бесконечно будут жить в сообществе ангелов, без всякого страха нового падения, а нечестивых, как по собственной воле соделавшихся сосудами гнева, существующим на погибель, которые или не познали пути Господа, или познанный оставили, пленившись различными преступлениями, предаст праведному суду для наказания их вечным и неугасаемым огнем, чтобы они бесконечно горели в нем.

Вот моя вера и моя надежда, которую я имею, по дару милосердия Божия, в которой повелевает быть готовыми святой апостол Петр дать ответ всякому, вопрошающему нас о нашем уповании (I Петр. 3, 15). Теперь надлежит вашему величеству, по ревности к вере, которую вы, к радости нашей, имеете в сердце, приложить особенное старание в отношении ко всем областям вашей Галлии чтобы не распространялись там люди, которые побуждаемые дерзостью и наглостью, сеют соблазны, как они уже и старались делать это в этих странах, и чтобы они не побуждали к разногласию некоторых братьев и соепископов наших или вверенные им народы, так как они не исповедуют правую веру, но по своей злобе стремятся разжигать соблазн среди католической семьи народов, а также, притязая на подобие правой веры, вводят в заблуждение многих среди тех, кто не знает их обмана и хитрости. Но Бог, милосердно уготовивший славу вашу над врагами церковного мира, да хранит вас Своей заботой и постоянным вниманием, чтобы не взошли в святой Церкви в этих странах плевелы семян их коварства. Бог наш да сохранит ваше величество всегда здравым, господин славнейший и превосходнейший сын мой.

 

Задворный В. История римских пап. — М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1997. — Т. 2: От св. Феликса II до св. Пелагия II: (История апостольского престола в VI в.). — С. 133-137.

 

К автору

Наверх

Hosted by uCoz