Преподобный Неофит, затворник Кипрский
Краткое
слово о Богоотроковице Марии,
когда, будучи в трехлетнем возрасте, Она была воздана Богу Ее родителями (и приведена) во Святая святых;
(здесь же приводятся) и свидетельства Священного Писания, говорящие о Ней.
Благослови, отче!
1. Когда
установленная Богом Тайна (Воплощения
Христова) начала приходить в исполнение, то
вместе с этим долженствовало, чтобы и все
имеющее послужить сему Таинству
Так что же? Ужели растерялся Он пред
лицом такого преизбытка греха? Ужели
отвратился от нас? Ужели не нашел
целительного врачества против сего
всеобщего растления? Ужели извержения рек и
истоков [беззаконий]
2. И следует заметить теперь, что сбылось нечто чудесное и достойное удивления, именно: как это «Иудеи, оцеждающии комары, вельблуди же пожирающий», не восстали против происходившего и не воспрепятствовали сему. Потому что, по-человечески рассуждая, можно было бы ожидать, что они заявят, что только архиерей, и то один раз в году, входит во Святая Святых, и то после многого очищения себя и не без крови. А вы, о, Иоаким и Анна, как это трехлетнюю Отроковицу вводите во Святая Святых? Почему же и сам ты, о, святитель Захарий, соглашаешься на это? Но, как представляется, Родственницу (твоей супруги) Елисаветы ставя выше закона, ты дал согласие на то, чтобы святые места стали местом жительства для трехлетней Отроковицы. — Но ничего такого они не сказали; не помыслили даже. Потому что может ли кто нарушить намерение Божие?
И, опять же, достойно — удивления, как это, что трехлетняя Отроковица возмогла оставить любовь родителей и заботу служанок и отчий дом, и все то, что принадлежит домам богатых людей, — и пребывать в храме, каковой подвиг нелегко совершить ни женщинам, ни мужчинам даже в зрелом возрасте.
Но все угодное Богу бывает легко; как и предсказал об этих вещах Давид, Праотец Ее. «Слыши, — говорит он, — Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего: и возжелает Царь доброты (прекрасности) Твоея» (Пс. 44,11–12.). «Слыши» обеты родителей Твоих и как при множестве молений к Богу, Ты родилась от неплодной утробы, и как они плодопринесли Тебя с множеством молитв и слез, и как они обещали воздать Тебя Давшему Тебя им; — «и приклони ухо Твое», и выслушай их. «И забуди люди Твоя и дом отца Твоего», и посмотри на прекрасность храма и чудесное благолепие его — подобие неба и вместе с тем — древней скинии, водруженной прежде в Силоме. И обитая в этом храме, как Божественная и Чистая Голубица, «забуди люди Твоя и дом отца Твоего; и возжелает Царь доброты Твоея», и приклонив небеса, — тихо и незаметно, при неведении даже Небесных Сил, Он «снидет яко дождь на руно» (Пс. 71, 6) и возобитает в Тебе, потому что Он — Господь Твой, и Ты, как Мать и как Раба Его «поклонишися Ему»; «лицу же Твоему помолятся богатии людстии» (Пс. 44, 13), и, как всеславную Царицу и как Всенепорочную Матерь, Царь всех поставит Тебя одесную Себя, преукрашенную всячески и в позлащенной ризе добродетелей славимую» и проч.
Итак, Бог, предвозвестивший это о Ней через Давида, Сам и детский возраст Ее и мысли Ее исполнив Духом Святым, избрал, чтобы Она пребывала во Святая Святых и забыла народ и родных и (самый) отеческий дом. Если же в некоем смысле сие относилось к призванной Богом Церкви, то это — лишь в возводительном порядке; в собственном же значении это предрек Дух Святый в отношении Святой Девы.
3.
Пречистая же Дева, девять лет обитая во
Святилище ив Божием храме, принимала пищу
от Божиего Ангела, как предизбранная Матерь
Бога Ангелов. Когда же Пречистой Деве
исполнилось 12 лет, священники стали думать
о выселении Ее из святых мест, опасаясь,
чтобы девице не приключилось нечто
свойственное женщинам; не зная же о том,
кого Бог предназначает быть хранителем
Девы, они следующим способом ищут указания,
именно: по предложению священников, Захария
понуждается помолиться о сем предмете.
Захария же возложил на себя одеяние,
имеющее пришитыми к нему 12 колокольчиков, и
вопросил Бога. Пришел же к нему Ангел
Господень, который и сказал ему: «Собери
совет из старцев сынов Израилевых, из тех —
которые вдовцы, и возьми мне от них их жезлы
и помолись, и затем раздай им их обратно, и
на котором из жезлов увидишь знамение, знай,
что собственник этого жезла избран быть
хранителем Девы». И было поступлено по сему.
Прозвучала труба и собрался совет старцев-вдовцов;
среди них находился и Иосиф-плотник;
Захария, взяв их жезлы и помолившись, начал
раздавать их собственникам их, но не на
одном из них не явилось знамение;
напоследок же он отдал жезл Иосифу; и, вот,
наверху его жезла явившийся голубь взлетел
на голову его; и таким образом он был избран
быть Обручником, т. е. — хранителем Девы,
хотя, возможно, он и не проявлял своего
желания в этом отношении [смиренно считая
себя грешными недостойным сей великой
чести]
4. Мы же, почтив приветствием радования Виновницу нашего обновления — Пречистую Марию — приведем слово к окончанию, потому что относительно тех благих вещей, которые Ей возвестил божественный архангел Гавриил, следует ожидать своего, определенного для этого, времени. В настоящее же время довлеюще (хотя и) сжато рассудив об Ее Введении во храм, к чему нам удлинять наше слово далее должного и наводить скуку, а возможно, и дремоту на братию? Но краткими возглашениями радования Пречистой Деве, приличными радости праздника, мы побудим к слушанию также и инертных, если таковые есть.
РАДУЙСЯ,
Богородице Дево, одушевленное Сокровище
Нераздельныя Троицы, в Котором возобитал
Царь Славы Христос Господь и освободил нас
от рабства врагу! РАДУЙСЯ, Богородице Дево,
всесвятый Храме Святейшаго Бога, Которая
возросши во Святая Святых, призвала наше
многогрешное естество в святость! РАДУЙСЯ,
Богородице Дево, верных Утверждение,
Похвала вселенной, и всех нас, плененных.
Искупление! РАДУЙСЯ, Богородице Дево, Цвете
девства, Красото чистоты и женского рода
Освобождение от бесчестия! РАДУЙСЯ,
Богородице Дево, Слава царей, Хвала князей,
и всех христиан неодолимая Стена! РАДУЙСЯ,
Богородице Дево, Покрове надеющихся на Тебя,
Сподручнице грешных к Богу, и тепле
кающихся непосредственная Помощнице!
РАДУЙСЯ, Богородице Дево, Похвала Праотцев,
Проповедь Апостолов и Слава Мучеников!
РАДУЙСЯ, Богородице Дево, Ослепление
неверных, Свет и незыблемое
Предстательство и Диоптра!
О, новая Тайна! О, высшая и чудесная честь! Потому что Ангелы возжелали вникнуть в сию честь (1 Петр. 1, 12), ибо Он приял не ангельскую природу, но — «семя Авраамле» (Евр. 2, 16), как и Павел возвестил. Что же станем делать, если по грехам нашим мы упадем в оные адские глубины? Ведь, Христос туда уже не сойдет, чтобы вывести оттуда тех, которые снова туда упали. Потому что единожды и навсегда Он искупил нас и восшел оттуда и повелел крещаемым во имя Его уже не раболепствовать греху и не сходить во ад; потому что теперь Он приидет не для того, чтобы опять снизойти туда, но приидет для того, чтобы судить живых и мертвых и каждому воздать по делам его.
5. Мы
же, не собираясь много говорить о сих
предметах, вернемся к нашей предлежащей
теме и еще раз принесем приветствие
радования, и, приветствовав Пресвятую Деву
по числу похвалений равным лику дев
Перевод с греческого архимандрита Амвросия (Погодина). Перевод сделан по изданию: Jugie M. Patrologia Orientalis. т. 16 (1922). Р. 533-538. Примечания и комментарии архимандрита Амвросия.
OCR: 27.03.02 |