Глава VII.
Святой Поликарп Смирнский.
Личность.
Св Ириней Лионский (в письме к
Флориану у Евсевия НЕ V 20,14; в письме к
Виктору НЕ V 24,14) рассказывает, как он в
детстве видел Поликарпа Смирнского и как
тот повествовал о своих встречах с ап.
Иоанном Богословом. По преданию, Евангелист
рукоположил св. Поликарпа в епископы Церкви
Смирнской. В 154-155 гг. он вступил в спор с
папой Аникитой по вопросу о времени
празднования Пасхи. Он не уступил папе
своей позиции в защите смирнской традиции.
Все же общение с Римом у него из-за этого не
прервалось. Св. Поликарп вообще отличался
большой миссионерской ревностью. По Иринею,
он много боролся против маркионитов и
валентиниан (III 3, 4). Мученический акт,
говоря о его кончине, называет его "апостольским
и пророческим учителем, епископом святой (вариант:
"католической") Церкви в Смирне."
В мученических актах (гл.
XXI) так определяется время его мученической
кончины: "Пострадал блаж. Поликарп во 2-й
день месяца Ксанфика, в Великую Субботу,
семь дней до мартовских календ, в восьмом
часу. Схвачен он был Иродом при архиерее
Филиппе Траллиане, при проконсуле Статии
Квадрате, и в вечное царствование Иисуса
Христа, Которому слава, честь, величие,
вечное владычество (букв.: "вечный
престол") от рода в род, аминь." Должно
пояснить, что значит "архиерей" Филипп
Траллиан. Здесь подразумевается особое
должностное лицо, так называемый Азиарх,
имевший функции верховного жреца, архиерея.
Такие особые жрецы ставились римлянами во
главе крупных провинций и по ним назывались
Вифиниарх, Киликиарх, Галатарх, Памфилиарх,
Азиарх. Азиархов по свидетельству Страбона
было, по-видимому, несколько (см. экскурс об
Азиархате у Лайтфута в его Апостольских
отцах, т. II, стр. 987-998).
Приведенная в Акте дата
соответствует 23 февраля 155 г. или 22 февраля
156 г. Большинство ученых (Харнак, Функ,
Лайтфут) склонны признавать 155 год, Шварц
настаивает на 156 г. Архиепископ Филарет
почему-то в свое время предлагал 166 г.
Вычисления Лайтфута столь убедительны по
своим сопоставлениям с каталогами консулов,
проконсулов и с календарными данными, что
мнение арх. Филарета, конечно, отпадает.
В Акте (IX гл.) сам мученик
на предложение проконсула отречься от
Христа заявил: "86 лет я служу Христу..."
Ученые не согласны, как считать эти годы, от
дня ли рождения, или от дня обращения в
христианство. По Цану было бы второе, и
тогда бы Поликарп умер почти 100-летним
старцем. Вероятнее первое предположение, и
тогда годом его рождения является
приблизительно 70 г. после Р.Х.
Послание к Филиппийцам.
Об этом послании, как "замечательном,"
свидетельствует св. Ириней Кроме того, в
древности знали (Евсевий, НЕ V 20, 8) несколько
посланий с его именем, адресованных
соседним церковным общинам. До нас дошло
только одно послание к Филиппийцам, в
подлинности которого не может быть никаких
сомнений, как это теперь и признано в
научной литературе. Но это единственное
произведение св. Поликарпа сохранилось
полностью только в латинском переводе. В
греческом же оригинале существуют только
первые девять глав и XIII глава, приведенная у
Евсевия (НЕ III 36 13-15).
Послание было высоко чтимо в
древности, а по свидетельству блаженного
Иеронима, в некоторых церковных общинах оно
даже читалось во время богослужения (О
мужах, гл. 17).
Время написания послания
определяется так: в гл. IX есть ссылка на
терпение св. Игнатия; в XIII гл. говорится о
полученных св. Поликарпом посланиях св.
Игнатия, но судьба этого последнего и его
спутников еще не известна св. Поликарпу.
Следовательно, послание было написано
вскоре после кончины св. Игнатия.
В последнее время П. Н.
Харрисон высказал предположение о том, что
известное нам послание надо разделить на
два произведения. Св. Поликарпом было
написано якобы два послания Филиппийцам.
Первое представляло бы краткое извещение о
получении посланий св. Игнатия, написано
было бы вскоре после посещения Филипп св.
Игнатием и тотчас же по получении его
посланий. Оно состояло бы только из
теперешней XIII, может быть и XIV главы. Второе
же послание было написано св. Поликарпом
много позже, т.е. лет через 20, когда память о
мученической кончине св. Игнатия была уже
широко распространена. Это послание
состояло бы из первых двенадцати глав нам
известного послания.
Содержание и характеристика
послания.
Это увещательное пастырское
послание к своей пастве состоит из
четырнадцати глав. В нем только три цитаты
из Ветхого Завета и 17 цитат или переложений
из Нового. Восемь раз цитировано I послание
Петра и ни разу Апокалипсис. Есть
заимствования из I послания св. Климента к
Коринфянам (I 1; II 1; IV 2; VII). Кроме этих
буквальных заимствований из св. Климента,
св. Поликарп пользуется теми же ссылками на
Св. Писание, что и Климент.
Послание это направлено
филиппийской общине через некоего
Крескента, мужа доброй жизни.
Послание озаглавлено: "Поликарп
и с ним пресвитеры Церкви Божьей в Филиппах
милость вам и мир от Бога Вседержителя и
Иисуса Христа Спасителя нашего да
умножится." В I гл. — похвала за любовь к
узникам и твердость; во II гл. — увещание в
добродетели; IV и XI гл. увещают не быть
сребролюбивыми; V и VI главы говорят об
обязанностях диаконов, пресвитеров, дев и
юношей; VII гл. предупреждает против докетов;
в остальных главах приводятся примеры
разных мучеников и говорится о
пересылаемом послании св. Игнатия.
Послание это само по себе не
имеет самостоятельного значения и ценности
Оно не так ярко, как послания св. Игнатия
Богоносца. Это одно из произведений эпохи
мужей апостольских и стоит в связи со всеми
другими. Особенно близко оно и по
настроению, и по времени, да и в силу личных
связей с посланиями св. Игнатия. Важно, что в
нем есть увещание против докетов, что в то
время было самой большой опасностью. И в
этом также св. Поликарп повторяет св.
Игнатия. В отношении церковной иерархии
послание к Филиппийцам представляет особый
интерес при сравнении с посланиями св.
Игнатия. В V и VII главах св. Поликарп дает
общие указания об обязанностях верных и
клириков, причем перечисляет следующие
категории лиц: диаконы, юноши, девы и особо
пресвитеры. О епископах нет никакого тут
упоминания. У св. Игнатия епископат
упоминается неоднократно, причем он его
очень ясно отличает от пресвитерского чина
(например в VI гл. Посл. к Магнез.). Там
он увещает магнезийскую общину "хранить
единомыслие Божье, т. е. епископ
председательствует на месте Бога,
пресвитеры занимают место сбора апостолов;
а диаконам, сладчайшим мне, вверено
служение Иисуса Христа." В следующей VII гл.
опять-таки Игнатий Богоносец отличает
епископов от пресвитеров. Что означает
различие этих двух современных памятников?
Может быть св. Поликарп не отличает
епископского чина от пресвитерского хотя
бы в отношении их общих пастырских
обязанностей? Или может быть Филиппинская
община была настолько мала, что в ней не
было другого епископа, кроме св. Поликарпа?
Во всяком случае послание не дает абсолютно
никакого повода делать какие бы то ни было
пресвитерианские выводы из него.
О личности Папия не
имеется почти никаких данных. Древнейшие
Указания о нем — это свидетельство св.
Иринея (Adv. haer. V 33, 4): "Папий был
слушателем Иоанна и другом Поликарпа."
Евсевий (НЕ III 39, 13) говорит о нем
уничижительно, как о человеке "маленького
ума" (σφόδρα
σμικρός ων τον
νουν), вероятно, из-за его
хилиастических теорий. Год его Рождения
предполагается Харнаком как 80; Барди между
70 и 80; более осторожный Барденхевер относит
его "далеко вглубь I столетия." Патр.
Фотий (Библиот., код. 232) назвал Папия
мучеником. Отсутствие более ранних о том
свидетельств заставляет того же
Барденхевера отнестись с сомнением к этому
титулу (I, 540).
Папию принадлежит сочинение Толкование
Господних изречений (Λογίων
κυριακών
εξηγήσεις) в 5 книгах.
Это полное заглавие находим у Евсевия (НЕ III,
39) и у заимствовавшего от него блаж.
Иеронима (О мужах, гл. 18). Св. Ириней называет
просто Пять книг Папия (V 33, 4). Произведение
сохранилось в незначительных фрагментах у
Евсевия и Иринея. В предисловии к нему
упоминаются "пресвитеры," которых
слышал Папий. Семь из них (Андрей, Петр,
Филипп, Фома, Иаков, Иоанн и Матфей) сказали
о евангельских событиях. Это, судя по именам,
могли бы быть семь апостолов. Другие два,
Аристон и пресвитер Иоанн, ему говорят. Кто
они? В Эчмиадзинской рукописи (из 989 г).
Евангелия Марка конец приписывается
некоему Аристону. "Апостольские
постановления" называют этим именем
первого и третьего епископа Смирнского. Кто
этот "пресвитер Иоанн" также сказать
нельзя ничего. Равным образом нельзя себе
представить ясно, чем были эти Толкования.
Согласно св. Иринею, Папий был
хилиастом. Его представление о
тысячелетнем царстве Христовом на земле св.
Ириней склонен объяснять неправильным
пониманием апостольских аллегорических
образов. Произведение Папия написано между
140 и 160 годами (Харнак, Балансе). Барденхевер (I,
544) допускает более ранние сроки, а именно
между 117 и 138 гг. И. Квастен (I, 82) предлагает 130г.,
но, с другой стороны, Батиффоль готов
отодвигать его до 150 г.
От Папия Иеропольского мы
знаем, что евангелист Марк был спутником ап.
Петра и что евангелист Матфей написал свое
благовестие по-еврейски. Папий сообщает
некоторые подробности, нам неведомые из
Писания: о чуде с Иустом-Варсавою (НЕ
ΠΙ 39), о преступлении женщины из Ин. 8 гл.
Текст с сайта: |