Глава XIII.
Марк Минуций Феликс
Автор.
О жизни Минуция Феликса не
сохранилось никаких данных. Из писателей
древности о нем упоминают только трое, и то
очень мало. Лактанций говорит о Минуции
Феликсе как об авторе Октавиана и
апологете христианства, ставя его рядом с
Тертуллианом и св. Киприаном. Блаж. Иероним,
упоминая его как автора Октавиана,
называет его адвокатом. Евхерий, еп.
Лионский (+ 450 г). называет его также вместе
со св. Киприаном и Фирмианом. Все, что можно
извлечь из самого произведения Минуция
Феликса, дает основание предполагать, что
он африканского происхождения, родом
язычник, и обратился в христианство уже в
зрелом возрасте, пораженный возвышенным
учением Евангелия и мужеством христианских
мучеников. Он получил хорошее риторское
образование и выделялся из среды своих
современников. Он был адвокатом в римском
суде. Очень трудно установить, хотя бы
приблизительно, время его жизни.
Единственно, на чем можно строить свои
предположения, это то, что в его Октавиане
(IX 6; XXXI 2) имеются ясные указания на речь
Фронтона против христиан. Фронтон умер
около 175 г., что позволяло бы установить terminus
a quo. С другой стороны, terminus ad quern
намечается тем, что Киприановское Quod idola dii
non sint, написанное не позже 248 г., широко
использовано в Октавиане. Данных для
большего уточнения нет.
В вопросе о времени
составления этого трактата существует
другое, более существенное затруднение. В
науке поднялся спор о взаимоотношениях Октавиана
и Апологетика Тертуллиана, написанного
около 197 г. Ученые решительно разделились
здесь на три группы.
Первая предполагает, что оба
эти, весьма друг на друга похожие
апологетические произведения должны иметь
какой-то общий источник, общего
родоначальника, от которого они ведут свое
происхождение. Трудность принятия этой
гипотезы в том, что такого источника никто
не может указать; следов его не сохранилось.
Второе предположение
защищает приоритет Тертуллиана Блаж.
Иероним называет Минуция Феликса после
Тертуллиана. Это мнение было долгое время
почти господствующим. Его поддерживает
Харнак и почти все французские ученые. Но с
1868 г., после большой работы А. Эберта, стали в
ученом мире склоняться к тому, что
Тертуллиан в своем Апологетике зависит от
Минуция Феликса и что таким образом
приоритет на стороне Октавиана. За
Эбертом ту же позицию защищали Бонвеч,
Моллер, Рек, Ерард, Валтцинг, Барденхевер.
Также смотрит и Алее, автор работы о
богословии Тертуллиана. К этому же
результату пришел и Baylis, составитель
последней (1928 г). работы о М. Феликсе: Октавиан
послужил моделью для апологетического
трактата Тертуллиана.
Кроме Октавиана во
времена блаж. Иеронима, было известно и
другое произведение, приписываемое Минуцию
Феликсу, De fato vel contrat mathematicos. Оно не дошло
до нас.
Октавиан и его
содержание.
Разбираемый трактат
представляет собою небольшое произведение
в 40 глав. Это диалог, или скорее две речи
двух противников, чем классический диалог
типа диалогов Платона. Интересна судьба
этого трактата. После указанных упоминаний
у Лактанция, Иеронима и Евхерия никто не
упоминал об этом диалоге. Единственная
рукопись (IX в.), имеющаяся в Парижской
Национальной Библиотеке, содержит этот
диалог среди произведений Арнобия Старшего.
К семи книгам Арнобия Adversus nationes
присоединена еще одна глава с заглавием: Arnobii
liber VII explicit, incipit liber VIII feliciter. Таким образом,
из Octavius вышло: Octavus liber. Первое издание 1543
г. так и напечатало Октавиана как VIII
книгу Арнобия. Только Хейдельбергское
издание 1560 г. исправило ошибку, и с того
времени Октавиан издается как
самостоятельное произведение Минуция
Феликса, а не как часть произведения
Арнобия.
В этом диалоге участвуют три
лица: язычник Квинт Цецилий Наталий,
христианин Октавиан и сам автор Марк
Минуций Феликс. Эти три лица отправляются
из Рима в Остию. По дороге они доходят до cтатуи
Сераписа. Юный язычник делает традиционное
поклонение перед статуей. Это дает повод
завязаться разговору между Цецилием и
Октавианом. Во второй части диалога (гл. V-XIII)
Цецилий произносит свою обвинительную речь
против христиан. Это слово типичного
скептика, который находит в христианстве
ряд непонятных для него верований, а именно:
о Едином Боге, о творении мира, о Промысле, о
воскресении тел, о будущей жизни и под.
Христианству он приписывает темные
суеверия старых женщин. В низком,
варварском происхождении большинства
христиан он видит опасность для старой
римской культуры и традиции предков. Он
повторяет инсинуации против христиан в
безнравственных оргиях, фаллических
культах, детоубийстве. В главах XIV-ΧΧΧIII
Октавиан дает обоснованную защиту по всем
пунктам обвинения. Он утверждает
единобожие, всемогущество Бога, критикует
несовершенство языческих религиозных
верований. Он защищает веру в премудрый
Промысл Божий, мировую гармонию, премудрое
сочетание причин и целей, исключает
возможность случая и фатума. Что касается
культа, то языческие религиозные традиции и
обряд их жертвоприношения, идолослужение и
оракулы суть изобретения демонов, тогда как
христианский культ отличается
возвышенностью. Рим возвеличился не
благодаря своей религии, а через свою
внешнюю мощь и грабежи.
В отношении эсхатологии и
учения о воскресении мертвых он пытается
найти этому зачатки в произведениях самих
языческих философов Пифагора, Платона о
бессмертии и метемпсихозе. Вообще он много
цитирует языческие тексты, а библейских
выдержек в чистом виде у него почти нет. В
результате Цецилий соглашается с доводами
Октавиана и готов подробнее изучить новую
для него религию христиан.
Следует сказать, что в этом
произведении его апологетическая ценность
не настолько значительна, чтобы считать его
особенно важным памятником христианской
письменности. В нем нет ничего нового, чего
бы не было в предшествующих ему апологиях. В
сущности, этим произведением были больше
заинтересованы ученые филологи (Вальцинг),
чем богословы. Историков христианства
занимал больше и занимает вопрос о
взаимоотношении Октавиана с
апологетическим трактатом Тертуллиана, чем
сама богословская ценность разбираемого
творения. Но, безусловно, это произведение
не должно остаться незамеченным, так как
это первая попытка апологетического
богословского трактата на Западе,
повлиявшая, по-видимому, и на писание
Тертуллиана.
Текст с сайта: |