Иннокентий I, папа Римский
Послание к клиру и народу Константинополя
Иннокентий епископ пресвитерам, диаконам и всему клиру и народу Константинопольской Церкви, подчиненным епископу Иоанну, возлюбленным братьям, радоваться
1. Из письма любви вашей, посланного с пресвитером Германом и диаконом Кассианом, с тревогою и беспокойством воочию увидел я зрелище зол, которое представили вы пред моими глазами: неоднократно перечитывая письмо, я узнал, от каких великих бед и несчастий страдает вера. Здесь может помочь одно утешение - терпение. Бог наш скоро даст конец этим скорбям, а перенесение их послужит во благо. И действительно, столь нужное это утешение изложено в начале письма любви вашей, и из него мы, восхваляя вашу мысль, узнаем много свидетельств, утверждающих в терпении. Так что утешение, которое мы должны были дать вам своим письмом, вы сами предвосхитили в письме собственном. Ведь Господь наш дает страждущим это терпение для того, чтобы даже и в скорбях рабы Христовы сами утешали себя, размышляя о том, что переносимое ими уже раньше случалось со святыми. Даже и мы сами из письма вашего можем почерпнуть утешение. Ведь мы не чужды соучастия в скорби вашей и сами сострадаем вам.
2. Да и кто мог бы снести это от тех, которым прежде всего следовало бы быть ревнителями спокойствия, мира и согласия? Теперь же, наоборот, неповинные епископы изгоняются с кафедр своих Церквей. Брат и служитель наш Иоанн, ваш епископ, первый несправедливо испытал это, не будучи даже выслушан, ибо никакое обвинение не предъявляется и никто не выслушивается. И что это за бесчестное обсуждение? Чтобы не было и не изыскивалось повода для суда, на место живых священников ставятся другие; как будто люди, начавшие с такого преступления, могли быть кем-либо признаны имеющими добрую цель и поступившими справедливо. Нам неизвестно, чтобы так когда-нибудь поступали наши отцы; напротив, такие действия запрещались, и никому не предоставлялось на место кого-либо, бывшего в живых, посвящать другого. Незаконное посвящение не может отнять у другого его достоинство священства, не может быть епископом поставляемый несправедливо на место другого.
3. Что касается соблюдения канонов, то мы утверждаем, что нужно подчиняться только тем, которые определены в Никее; им одним должна следовать Вселенская Церковь и их одни признавать. Если же кем-либо будут представлены другие каноны, отличающиеся от никейских, и если бы было обнаружено, что эти каноны составлены еретиками, то епископы Вселенской Церкви должны их отвергнуть. То, что измышлено еретиками, нельзя объединить с Вселенскими канонами: они всегда стремятся извратить мысль никейских Отцов чем-либо противоположным и недозволенным. Итак, мы утверждаем не только то, что не следует держаться этих канонов, но то, что их должно осудить вместе с еретическими и схизматическими учениями, как это и прежде сделали на Сардикийском соборе жившие раньше нас епископы. Возлюбленные братья, лучше, если будет осуждено сделанное должным образом, чем если утвердится то, что сделано вопреки канонов.
4. Но что против этого мы сейчас предпримем? Необходимо расследование собора, о созыве которого мы говорили уже давно: один он мог бы утишить эту бурю. Тем временем нам следует ждать врачевания бед по воле великого Бога и Христа Его, Господа нашего. Все волнения, воздвигнутые ныне завистью диавола для испытания верных, утихнут; твердые в вере, мы не должны терять надежды на получение от Бога чего бы то ни было. Мы уже давно и много размышляем о том, каким образом должен быть созван вселенский собор, чтобы волею Божиею успокоились тревога и смятение. Итак, будем пока ждать и, окружив себя стеною терпения, станем надеяться, что с помощью Бога нашего все будет восстановлено. Обо всем же, перенесенном вами, мы узнали, расспросив соепископов наших, бежавших в Рим, хотя и в разное время, а именно от Димитрия, Кириака, Евлисия и Палладия, которые теперь находятся с нами.
Текст
взят с сайта |