Послание к Диогнету

Этот документ представляет собой апологетическое сочинение, обращенное к знатному образованному язычнику Диогнету, пожелавшему узнать "богопочтение христианское <...> на какого Бога они уповают и какое служение воздают Ему? Что воодушевляет всех их презирать самый мир и не страшиться смерти? Почему они не признают богов, чтимых эллинами ни соблюдают иудейского богопочитания? Откуда любовь, которого имеют они друг к другу и почему наконец этот новый род богопочтения, это учреждение явилось в настоящее время, а не раньше?".

Судьба этого памятника необычна. Никто из известных древних авторов не говорит об этом тексте, и нет оснований отождествлять его с каким-либо из упомянутых ими произведениями. Однако некоторые мысли этого письма, а может быть и даже отдельные выражения, были известны Тертуллиану и Арнобию. Кроме этого, существуют определенные параллели между "Посланием" (гл. 5) и "Прошением о христианах" Афинагора (гл. 31).

Произведение это известно лишь по одной рукописи, найденной в 1436 г. молодым латинским клириком и гуманистом Томасом д’Ареццо (Thomas d’Arezzo) в одной константинопольской лавке среди оберточной бумаги. Уезжая из Константинополя в дальнее миссионерское путешествие, Томас передал манускрипт доминиканцу Иоанну Стойковичу (впоследствии кардиналу) из Дубровника (Рагузы), находившемуся в Константинополе в качестве легата Базельского собора. Стойкович и привез эту рукопись в Европу. После его смерти рукопись сменила нескольких владельцев, и в 1793 г. её приобрела Страсбургская городская библиотека (Ms. Grec. IX). Во время бомбардировки Страсбурга прусскими войсками в 1870 г. в библиотеке случился пожар и среди множества рукописей сгорел и текст "Послания к Диогнету".

К счастью, за то время, пока рукопись была известна в Европе, она неоднократно переписывалась и переиздавалась. Впервые текст "Послания" был издан Анри Эстьеном (H. Estienne) в 1592 г. в Париже.

В Страсбургском манускрипте "Послание" было подписано именем мч. Иустина Философа. Однако такая атрибуция была поставлена под сомнение и в настоящее время вопрос об авторстве можно считать еще открытым.

Анри Марру (H.I. Marrou) в предисловии к изданию этого сочинения в Sources chretiennes, 33 (Paris, 1965) суммирует предположения на этот счет различных исследователей. Авторство сщмч. Климента Римского признавали 18 ученых, мч. Иустина и сщмч. Ипполита Римского по 11, Аппелеса, последователя Маркиона — 7, Мелитона Сардского — 6, Маркиона — 5. Среди других предполагаемых авторов называют Аполлоса, спутника апостолов (S. Tillemont), Квадрата (архиеп. Филарет (Гумилевский)), Аристида, Амвросия апологета, Феофила Антиохийского, Пантэна, кто-либо из учеников Климента Александрийского (Th. Zahn, E. Seeberg, J. Geffcken), Лукиана Антиохийского, сщмч. Мефодия Олимпийского. Были высказаны предположения, что текст апологии составлен в более позднее время — IV-V вв. (F. Overbeck), или даже в XIII-XIV вв. (J.B. Cotelier). Дж. Дональдсон (J. Donaldson) утверждал, что "Послание" было написано в эпоху возрождения в качестве риторического упражнения.

Однако последнее утверждение совершенно не выдерживает критики. Сам стиль и язык послания недвусмысленно свидетельствует о своем происхождении с эпохи раннего христианства. Большинство патрологов полагают время его написания в период между 120 и 310 гг.

Были высказаны и некоторые предположения относительно адресата "Послания". Не исключено, что это обращение является просто литературной формой. Однако Д. Андриссен отождествляет адресата с императором Адрианом (принимая "Послание" за Апологию св. Кондрата, епископа Афинского), а Марру полагает, что адресатом мог быть прокуратор Египта Клавдий Диогнет, современник Пантена. Отто (J. C. Th. Otto) предполагал, что "Послание" обращено к стоику Диогнету, учителю Марка Аврелия. Тем не менее для решительных выводов в этом направлении недостаточно оснований.

Апология написана замечательным греческим языком, со знанием и владение риторикой, но без злоупотребления ею. Она является замечательным образцом раннехристианской литературы и высоко оценивается исследователями.

 

Текст

 

Hosted by uCoz