О памятнике

 

Учение Господа, [переданное] народам через 12 апостолов
(Дидахи)

 

Глава 1

1. Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие (ср. Втор.30:16; Иер.21:8).

2. Путь жизни таков. Во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя (ср. Втор.6:5; Сир.7:32); во-вторых — ближнего своего, как себя самого (ср. Лев.19:18); и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому.

3. Слов же сих учение таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь за гонящих вас (ср. Мф.5:44), ибо какая вам за то благодарность, если вы любите любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага.

4. Удаляйся от плотских и мирских похотей (ср. 1 Петр.2:11). Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. Если кто возьмет у тебя твое, не требуй назад (ср. Мф.5:39-41), ибо ты этого не можешь.

5. Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди (ср. Деян.20:35), ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же кто принимает, не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта.

6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать (ср. Сир.12:1)[1].

Глава 2

1. Вторая же заповедь учения (ср. Варнав.19):

2. Не убивай, не прелюбодействуй (ср. Исх.20:13-14), не совершай деторастления (ср. Лев.18:22; 20:13)[2], не будь блудником, не кради, не волхвуй (ср. Ис.22:18; Лев.19:26; Втор.18:11-12)[3], не изготавливай волшебных снадобий (ср. Втор.18:10; Гал.5:20; Отк.9:21; 21:8; 22:15), не умерщвляй дитя в зародыше и рожденного не убивай, не пожелай достояния ближнего твоего.

3. Не клянись (ср. Мф.5:33), не лжесвидетельствуй, не злословь, не злопамятствуй.

4. Не будь двоедушным и двуязычным, ибо двуязычие есть сеть смерти.

5. Да не будет слово твое лживым и пустым, но преисполненным дела (Втор.32:46-47).

6. Не будь ни корыстолюбивым, ни хищником, ни лицемером, ни злобным, ни надменным, не принимай лукавого умысла на ближнего своего.

7. Не имей ненависти ни к одному человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей.

Глава 3

1. Чадо мое! Бегай всякого зла и всего подобного ему.

2. Не будь ни гневливым, ибо гнев ведет к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни запальчивым, ибо от всего этого рождаются убийства.

3. Чадо мое! Не будь ни похотником, ибо похоть ведет к блуду, ни срамословом, ни бесстыжеглазым, ибо от всего этого рождаются прелюбодеяния.

4. Чадо мое! Не гадай по [полету] птиц, ибо птицегадание ведет к идолослужению, не заговаривай, не счисляй [по звездам], не занимайся очищениями[4], не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение.

5. Чадо мое! Не будь ни лживым, поелику ложь доводит до воровства, ни сребролюбцем, ни тщеславным, ибо от всего этого рождаются татьбы.

6. Чадо мое! Не будь ни ропотником, ибо ропот доводит до богохульства, ни своенравным, ни лукавомыслящим, ибо от всего этого рождаются богохульства.

7. Но будь кротким, ибо кроткие наследуют землю (ср. Пс.36:11).

8. Будь долготерпеливым, и милостивым, и незлобивым, и смиренным, и благим, и всегда трепещущим словес, которые услышал.

9. Не превозносись и не допускай в душе своей дерзости. Да не прилепится душа твоя к гордым, но обращайся с праведными и смиренными.

10. То, что случается с тобой, принимай как благо, зная, что без Бога ничего не происходит (ср. Рим.8:28)[5].

Глава 4

1. Чадо мое! Возвещающего тебе Слово Божие помни день и ночь, почитай же его, как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь есть.

2. Даже ищи каждый день иметь личное общение со святыми, чтобы ты почивал на словах учения их (ср. Сир.6:35).

3. Не производи разделения, а примиряй спорящих; суди праведно, не будь лицеприятен при обличении преступлений.

4. Не думай двоедушно, так или нет.

5. Не протягивай руки для принятия подаяний и не сжимай для подаяния.

6. Если ты имеешь, что подать от труда рук твоих, то дай выкуп за грехи твои.

7. Не колеблись подать и, подавая, не ропщи, ибо ты должен знать, Кто добрый Мздовоздаятель.

8. Не отвращайся от нуждающегося (ср. Сир.4:5), но во всем будь общником с братом твоим и [ничего] не называй своим, ибо если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном! (ср. Рим.15:27).

9. Не отнимай руки твоей от сына твоего или от дочери твоей, но от юности учи их страху Божию.

10. В гневе твоем не отдавай приказаний рабу твоему или служанке твоей, надеющимся на того же Бога, дабы они никогда не перестали бояться Бога, сущего над обоими Вами, ибо Он пришел призвать ко спасению, не по лицу судя, а тех коих уготовал дух.

11. Вы же, рабы, подчиняйтесь господам своим, как образу Божию, по совести и со страхом.

12. Ненавидь всякое лицемерие и все, что неугодно Господу.

13. Не оставляй заповедей Господа, но храни то, что принял, не прибавляя и не убавляя.

14. В церкви исповедуй преступления свои и не приступай к молитве своей в лукавой совести. Этот путь есть путь жизни.

Глава 5

1. Путь же смерти таков. Прежде всего он лукав и исполнен проклятия. Убийства, прелюбодеяния, вожделения, блуд, кражи, идолослужение, волхования, [изготовления] снадобий, хищения, лжесвидетельства, лицемерия; двоедушие, хитрость, гордыня, злоба, самодовольство, любостяжание, сквернословие, ревнование, дерзость, высокомерие, ахвальство,бесстрашие;

2. гонители благих, ненавистники истины, любители лжи, не признающие воздаяния за праведность, не привязывающиеся к благому, ни к суду праведному, бдящие не во благо, но в зло; от которых далеки кротость и терпение, любящие суетное, гоняющиеся за мздовоздаянием (ср. Ис.1:23), не милующие нищего, не болеззнующие об удрученном, не вещающие Создавшего их, убийцы детей (ср. Прем.12:5), губители создания Божия, отвращающиеся от нуждающегося, обременяющие угнетенного, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, всегрешные[6]. О если бы вы, чада, избавились от всех таких!

Глава 6

1. Смотри, чтобы кто не совратил тебя с этого пути учения, ибо таковой учит тебя вне Бога.

2. Ибо если ты сможешь понести все иго Господне, то будешь совершен, а если не можешь, то делай то, что можешь.

3. Относительно пищи понеси то, что можешь, но крепко воздерживайся от идоложертвенного (ср. 1 Кор.10:20), ибо это есть служение мертвым богам.

Глава 7

1. Что же [касается] крещения, крестите так: преподав наперед все это [вышесказанное], крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа (ср. Мф.28:19)[7] в живой воде[8].

2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной — в теплой.

3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа.

4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие; вели же [обязательно] поститься крещаемому день или два до [крещения][9].

Глава 8

1. Посты же ваши да не будут с лицемерами: они[10] постятся во второй и пятый день недели, вы же поститесь в четвертый и шестой.

2. И не молитесь, как лицемеры, но как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, Cущий на Небе! Да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет Воля Твоя и на Земле, как на Небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки (Мф.6:9-13).

3. Трижды в день молитесь так.

Глава 9

1. Что же касается евхаристии, совершайте ее так.

2. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который виноград Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

3. О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки.

4. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и экклесия Твоя от концев земли да соберется в Царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.

5. И от евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам[11].

Глава 10

1. По исполнении же вкушения так благодарите:

2. Благодарим Тебя, Отче святый, за Имя Твое Святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

3. Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради Имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего.

4. Более всего благодарим Тебя потому, что Ты Всемогущ. Тебе слава во веки!

5. Помяни, Господи, экклесию Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную, в царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки.

6. Да приидет благодать и да прейдет мир сей. Осанна Богу Давидову! Кто свят, да приступает, кто нет, пусть покается. Мараната[12]. Амэн.

7. Пророкам же предоставляйте произносить молитвы после [евхаристии] по их изволению.

Глава 11

1. Кто, пришедши, будет учить вас всему этому, пред сим сказанному, примите его.

2. Если же сам учащий, совратившись, будет преподавать иное учение, к ниспровержению, не слушайте его; но если [будет учить] для преумножения правды и ведения Господа, примите его, как Господа.

3. Относительно же апостолов и пророков поступайте согласно учению евангельскому.

4. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь.

5. Пусть он не остается более одного дня, а если будет нужда, то и другой [день], но если он пробудет три дня, то лжепророк.

6. Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба, до места ночлега; но если он будет требовать серебра, он лжепророк.

7. И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не судите (ср. Дидахэ.11:8,11; 13:1; 1 Кор.12:10; 14:29; 1 Ин.4:1), ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится (ср. Мф.12:31)[13].

8. Но не всякий, говорящий в духе, — пророк, но [только] тот, кто хранит пути Господни[14]; так что по поведению можно распознать лжепророка и пророка.

9. И не какой пророк, в духе определяющий быть трапезе, не вкушает от нее, если только он не лжепророк.

10. Всякий пророк, учащий истине, если он сам не делает того, чему учит, есть лжепророк.

11. Но всякий пророк, признанный истинным, вступающий в мирское таинство экклесии, но не учащий делать то, что сам делает, не должен быть судим вами, ибо он суд имеет у Бога, ибо так поступали и древние пророки.

12. Если же кто в духе скажет: дай мне серебра или чего другого, вы не должны слушать того; но если он назначит подаяние для других, неимущих, то никто да не осуждает его.

Глава 12

1. Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете [как поступить], ибо вы будете иметь разумение правого и ложного.

2. Если приходящий — странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась.

3. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест (ср. 2 Фес.3:10).

4. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь о нем, но так, чтобы христианин не жил среди вас праздным.

5. Если же он не желает так поступать, то он христоторговец[15]. Остерегайтесь таковых!

Глава 13

1. А всякий истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин своего пропитания.

2. Точно так же и истинный учитель, и он достоин, как трудящийся, своего пропитания.

3. Поэтому всякий начаток от произведений точила и гумна, от волов и овец возьми и отдай пророкам, ибо они ваши архиереи.

4. Если же вы не имеете пророка, то отдайте начаток нищим.

5. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай его по заповеди.

6. Точно так же если ты открыл сосуд вина или елея, то возьми начаток и отдай пророкам.

7. И от серебра, и от одежды, и от всякого имения возьми начаток, сколько тебе угодно, и отдай его по заповеди.

Глава 14

1. В день Господень, собравшись, преломите хлеб и благодарите (ср. Деян.20:7), исповедав прежде согрешения ваши(ср. Иак.5:16; 1 Кор.11:27-28), дабы жертва ваша была чиста.

2. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша.

3. Ибо о ней сказал Господь: на всяком месте и во всякое время должно приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и Имя Мое чудно в народах (Мал.1:11,14).

Глава 15

1. Рукополагайте себе епископов и диаконов (ср. Фил.1:1), достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей.

2. Поэтому не презирайте их, ибо они — почтенные ваши наравне с пророками и учителями.

3. Отличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как имеете в евангелии, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает его, пока не покается.

4. Молитва же ваша и милостыня, и все вообще добрые дела творите так, как имеете в евангелии Господа нашего.

Глава 16

1. Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны (ср. Лк.12:35), но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет (ср. Мф.24:42,44).

2. Вы должны часто собираться вместе, исследуя, что потребно душам вашим, ибо не принесет вам пользы все время вашей веры, если не сделаетесь совершенными в последний час. 3. Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы превратятся в волков, и любовь превратится в ненависть.

4. Ибо, когда возрастет беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга и преследовать (ср. Мф.24:11-12), и тогда явится мирообольститель (ср. 2 Фес.2:4), как бы Сын Божий, и совершит знамения и чудеса, и земля предана будет в руки его, и сотворит беззакония, каких никогда не было от века (ср. Дан.12:1).

5. Тогда тварь человеческая пойдет в огонь испытания и многие соблазнятся и погибнут (ср. Мф.24:10), а устоявшие в вере своей спасутся от проклятия его.

6. И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом знамение звука трубного и третье — воскресение мертвых.

7. Но не всех вместе, а как сказано: приидет Господь и все святые с Ним (ср. Зах.14:5; 1 Кор.15:22-24).

8 Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных.


[1] По мнению одних исследователей, этот логий восходит, возможно, к греческому переводу, отличающемуся от Септуагинты; другие пытаются воссоздать семитский оригинал этого места в книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Ср. Josephus Flavius. Bellum Judaeorum.II.134. Тертуллиан же пишет: “[Слова] ‘всякому просящему у тебя дай’ (Лк.6:30), — имеют особое приложение, относясь к милостыне” (Tertullianus. De baptismo.18).

[2] Ср. Завещание двенадцати патриархов. Левий.17:11; Josephus Flavius. Contra Apionem.II.199; Рим.1:27; 1 Тим.1:10. Слова paidofqorew нет в Новом завете; неологизм образован по аналогии с paiderastew.

[3] Во всей Библии слово maguw встречается единожды в Деян.8:9.

[4] Вероятно, имеется в виду языческие обряды очищения огнем; ср. Втор.18:10 и сл.; 2 Пар.33:6.

[5] Ориген (О началах.III.2:7) цитирует этот логий как текст Писания.

[6] Panqamarthtoi — это слово встречается только в Послании Варнавы (20:2) и в т.н. Втором послании Климента Римского к коринфянам (18:2) — panqamartwloV.

[7] В языко-христианских общинах при крещении пользовались тринитарной формулой (Мф.28:19), в иудео-христианских — только во имя Иисуса Христа (Деян.2:38; Дидахэ.9:5); то же самое прослеживается и в произведениях мч. Иустина (Justinus.Apologia I.61; Dialogus cum Tryphono Judaeo, 39).

[8] То есть в проточной (ср. Pseydoklement.Diamart.1).

[9] См. Pseydoklement. Hom.13:9-11; ср. Justinus. Apologia I.61; Tertullianus. De baptismo.20.

[10] Вероятно, имеются в виду фарисеи.

[11] Ср. Tertullianus. De baptismo.18.

[12] Maranaqa — арамейское “Marana tha” — “Господь наш, гряди!”.

[13] Ср. Irenaeus. Adversum haereses.III.11:9; вероятно, это изречение потом лишь видоизменилось ту в форму, которую мы знаем по Мф.12:31.

[14] Ср. Мф.7:15-23; Игнатий Антиохийский. К ефесянам.14; Eusebius. HE.V.12:16.

[15] CristemporoV — извлекающий выгоды из своей принадлежности к христианству, христокупец, христопродавец.

 

Текст взят с сайта: bq.by.ru
Журнал Московской Патриархии. — 1975. — № 11.

 

О памятнике

Наверх

Hosted by uCoz