К автору

 

Дамас, папа Римский

Послание Иерониму

 

Возлюбленному сыну Иерониму Дамас

Так как ты задремал, и уже долгое время больше читаешь, чем пишешь, то я решил разбудить тебя, направив несколько небольших вопросов; конечно же, не потому что ты не должен читать: ведь чтением, как хлебом насущным, питается и насыщается мысль, но потому что чтение только тогда приносит плод, когда пишешь. В полученном мной вчера от посланца письме ты говоришь, что у тебя нет никаких других сочинений, кроме некогда написанных тобою в пустыне, которые я с такой жадностью читал и списывал; но так как ты обещаешь, что в будущем, если я захочу, сможешь в часы ночного бодрствования написать что-либо, то я с удовольствием принимаю то, о чем сам хотел просить, даже если бы ты и не предлагал. Мне кажется, что нет более достойного предмета исследования для наших разговоров, чем собеседования о Священном Писания, когда я спрашиваю, а ты отвечаешь. Я думаю, на нашем свете нет более приятного препровождения жизни ведь духовная пища слаще любого меда. «Как сладки, говорит пророк, гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим» (Пс. 118, 103). Если, по словам знаменитого оратора, мы, люди, тем отличаемся от животных, что можем говорить (Cic. De. or. 1, 8, 32), то какой похвалы заслуживает тот, кто превосходит других людей в том, в чем сами они превосходят животных?

Итак, приготовься и рассмотри предложенные ниже вопросы, учитывая двойное требование: чтобы и поставленные вопросы не остались бы без ответа, и письмо не утратило краткости, так как признаюсь тебе, что прежде присланные тобой книги Лактанция я читал неохотно из-за того, что большинство его писаний растянуты до тысячи строк, и редко касаются нашего учения. При чтении они наводят на меня скуку своей длиннотой, а те, которые кратки, более подходит риторам, чем нам, так как рассуждают о стихосложении, расположении стран и философах.

I. Что означает написанное в книге Бытия: «...всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Быт. 4, 15)?

II. Если Бог сотворил все «хорошо весьма» (Быт. I, 1), то почему Ной берет от чистых и нечистых животных, ведь нечистое никоим образом не может быть хорошим? И в Новом Завете после видения, которое было показано Петру, на его слова: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого», голос с неба ответил: «Что Бог очистил, не почитай нечистым»?

III. Почему Бог говорит Аврааму, что сыны Израилевы возвратится из Египта в четвертом поколении, а после Моисей пишет: «В пятом поколении вышли сыны Израилевы из земли Египетской»? Как мне кажется, это противоречие до сих пор еще не было объяснено.

IV. Почему Авраам принял отличительным знаком своей веры обрезание?

V. Почему Исаак, муж праведный и возлюбленный Богом, благословил не того, кого хотел, но по ошибке того, кого не хотел?

 

OCR: 23.12.01
Задворный В. История римских пап. — М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1994. — Т. I: От св. Петра до св. Симплиция. — С. 184-186.

 

К автору

Наверх

Hosted by uCoz